Сегодня на площадке Совета Федерации для них прошло последнее испытание - круглый стол.
Педагогов приветствовала председатель Совфеда Валентина Матвиенко.
- Конкурсу уже 25 лет. За эту четверть века он открыл много ярких имен в российском образовании. Лидеры конкурса задали высокую планку профессионализма, - высказала свое мнение Матвиенко. - Мне очень нравится изречение: Бог дал человеку два колена, чтобы одно склонить перед врачом, а другое - перед учителем.
По словам председателя Совфеда, идеи, которые будут выказаны учителями, полезны не только для Минобрнауки, но и для законодателей.
Организаторы конкурса предложили педагогам для круглого стола очень непростую философскую тему: можно ли считать свободным школьного учителя, и если нет, то что препятствует этому? Для того, чтобы рассуждать на эту тему нужны не только знания школьного учителя, но еще и сформированная личная позиция, красноречие, умение приводить аргументы и делать логические выводы.
- Властные отношения проникают сейчас во сферы жизни общества, но учитель и ученик должны быть на одной плоскости. Учитель ни в коем случае не должен подавлять ученика и, говоря о свободе, надо четко понимать разницу между свободой и вседозволенностью, - считает биолог Алла Головенькина.
Анна Стельмахович с ней не во всем согласна. По ее мнению, на учителе лежит гораздо большая ответственность и ставить его на одну линию с учеником нельзя.
- Ученики начали писать и звонить еще в конце лета: просили высказать свою позицию по политической ситуации в стране. И я, честно говоря, испугалась. Я поняла какая ответственность лежит на учителе, - рассказывает Стельмахович.
В дискуссии принимал участие и министр образования и науки Дмитрий Ливанов. По его мнению, свободным может быть только высоко профессиональный человек : "Мастер свободен, а подмастерье - нет".
- Закон об образовании, создавая свободу для учителя и школы, создает и риски. Главное, чтобы свобода приносила пользу, - считает министр.
Учителя, пользуясь случаем и трибуной, рассказали ему об излишней бюрократии в школе и трудновыполнимых требованиях нового стандарта педагога.
- Мы пишем отчеты из месяца в месяц. Строчим бумажки: вчера в школе прошел субботник. Столько-то учеников было с лопатами, а столько-то с граблями. Кому это надо? - обратилась к министру педагог Екатерина Новикова.
- Моя завуч очень любит писать отчеты. Считает, что чем толще отчет, тем лучше для школы. Давайте введем требования к текстам отчетов: они не должны быть больше такого-то количества листов, - предложил учитель немецкого языка Денис Рочев.
Министр слушал педагогов с большим интересом, а по поводу новых профстандартов, которые требуют, чтобы каждый учитель умел написать свою собственную программу, успокоил преподавателей:
- В профессиональном стандарте педагога заложено то, что общество ожидает от учителя в будущем. Нельзя требовать от педагога того, чему его не учили.
Завтра в Кремле будет объявлено имя абсолютного победителя конкурса Учитель года - 2014".