По данным столичной полиции, в демонстрации приняло участие 70 тысяч человек. Организаторы называют куда более значительную цифру - полмиллиона. Как бы там ни было со времен массовых акций, устроенных этим движением в первой половине прошлого года, подобного людского потока, протянувшегося от площади Дофин на западе Парижа до Монпарнаса на противоположном берегу Сены, здесь не видели.
Народ добирался до столицы со всех концов страны на сотнях зафрахтованных автобусов, поездах, тысячах частных машин. Сама Франция собралась в Париже, чтобы заявить, что и было главным лозунгом манифестации: "человек - не товар, а поэтому мы против суррогатного материнства".
- Хотя законом во Франции оно запрещено, нынешние власти проводят попустительскую политику в этом плане, - рассказал "Российской газете" один из инициаторов парижского марша президент ассоциации "Альянс Вита" Тюгдуаль Дервиль. - В июне этого года Европейский суд по правам человека вынес решение, которое предписывает Парижу признать законными детей, рожденных суррогатными матерями в США для двух французских гомосексуальных пар.
Вместо того, чтобы подать апелляцию в положенные сроки, правительство отнеслось к ситуации нарочито спустя рукава и не сделало этого. Таким образом, был создан опасный прецедент. Мы также выступаем против искусственного оплодотворения, к чему прибегают лесбийские пары. Во Франции оно разрешено только в медицинских целях, когда женщина, живущая в классическом браке, по тем или иным причинам не в состоянии рожать. Так вот, проживающие совместно дамы в обход закона обзаводятся, как у нас говорят, "детьми Талес".
"Талес" - это скоростной поезд, который соединяет Париж с Брюсселем. Там одной из дам, естественно, не бесплатно дают возможность использовать так называемые "дополнительные репродуктивные технологии". После этого она рожает во Франции, а ее подружка усыновляет ребенка. Мы против этого. Для нас главное - защита детей. Мы против манипуляций, в результате которых они оказываются или без отца, или без матери.
Это мнение разделяют все, кто прошел улицам Парижа под голубыми и розовыми флагами движения "Манифестация для всех" с изображением его символа - родители взявшиеся за руки с детьми.
Совсем как служащий лет тридцати Жан-Батист из города Труа, что в сотне километров к востоку от Парижа. Он приехал вместе с женой и четырьмя детьми - поровну мальчиками и девочками в возрасте от годика до семи лет.
- Все они натуральные, появились на свет без каких-либо ухищрений, - улыбается он. - Я считаю, что как с законом об однополых браках, правительство пошло на поводу у влиятельных активистов сексуальных меньшинств, на деле открывая брешь для дальнейших изменений в законодательстве.
Надо сказать, что за пару дней до нынешней акции премьер-министр Манюэль Вальс заявил в интервью католической газете "Ле Круа", что материнское суррогатство во Франции "не будет разрешено", как и "автоматической легализации" детей у лесбийских пар. Однако нынешние манифестанты со скепсисом относятся к этим обещаниям.
- Словам мы не очень доверяем. Будем начеку, и если что, снова о себе заявим в полный голос, - предупреждает 53-летний Бруно Амо, фермер из департамента Об. - Мы не согласны с тем, что подтачиваются семейные основы. Тот, кто на них замахивается, ставит под угрозу нацию в целом, а значит и наше государственное устройство. Дадим слабину, будущие поколения нам этого не простят.
С Бруно полностью согласна домохозяйка Натали Бюше из Руана. У нее в руках плакат, на котором короткий лозунг, который здесь никому расшифровывать не надо : "Не позволим!".
- И раньше приезжала в Париж, чтобы высказать все, что накипело на душе,- говорит она. - Я против того, чтобы женщины превращались в автоматы по производству детей для супружеской четы, где обе стороны - мужского пола. Суррогатной матерью становятся не от хорошей жизни. Это чистой воды эксплуатация и, на мой взгляд, преступление против человеческой сути. Я сама вырастила трех детей. Старшему уже 28. Но даже представить себе не могу, до какой степени нужды надо дойти, чтобы пойти на это.
В гигантской манифестации приняли участие французские политики правого и центристского толка, многочисленные общественные и католические организации.
Она прошла без инцидентов и завершилась митингом неподалеку от 200-метровой Монпарнасской башни. При этом один из руководителей движения "Манифестация для всех" Альберик Дюмон предупредил: "Мы вернемся в Париж сразу, как только это потребует развитие событий".