Одни участники дискуссии все еще пытались понять, что стало главной причиной конфликта, нарушившего спокойствие всей Европы. Верховный комиссар по делам национальных меньшинств Астрид Торс, к примеру, отметила неправильную языковую политику и напомнила, что Украину предупреждали об опасности, к которой такая политика может привести. Другие выступающие уже предвидели неутешительные последствия непрекращающегося противостояния и пугали ими коллег. Однако среди участников дискуссии были и те, что смогли разглядеть "хрупкий переход" от военной логики к политической.
Председатель ПА ОБСЕ Илкка Канерва, признав, что киевская власть не полностью контролирует свои вооруженные формирования и они не всегда действуют в соответствии с кодексом поведения, а также напомнив России про необходимость соблюдать Хельсинкские соглашения, тем не менее оценил развитие ситуации "с осторожным оптимизмом". Надежда звучала и в словах председателя ОБСЕ Дидье Буркхальтера: "холодная война" между Востоком и Западом в конце семидесятых годов завершилась миром, хотя путь к нему был непростым, переговоры шли два года. Значит, есть шанс все решить миром и теперь. "Но мы не можем разрешить этот кризис против России, мы можем разрешить его только вместе с Россией", - предупредил Буркхальтер.
"Политическому выходу из кризиса на Украине нет альтернативы. И минские договоренности уже заложили основу для продолжения диалога", - заявил с трибуны ПА ОБСЕ председатель Госдумы Сергей Нарышкин. И призвал парламентариев Европы, "понимающих, как право отличается от произвола", "делами поддержать еще очень хрупкий мирный процесс на Украине и на собственном примере показать, что только в честном и открытом диалоге могут разрешаться любые противоречия".
"Агрессивная риторика и действия из-под щита НАТО лишь вредят миру и заводят ситуацию в тупик", - утверждал Нарышкин. По его словам, украинский кризис уже привел к издержкам для всей Европы. А саму Украину поставил на грань дефолта.
Нарышкин сообщил европейским коллегам и о "зверски замученных и убитых мирных гражданах": "Обнаруживаются все новые и новые тайные могилы". Назвав то, что происходит на Украине, геноцидом, спикер Госдумы от имени российской делегации потребовал "международного трибунала для тех, кто причастен к этим преступлениям против человечности".