Напомним, поправки предоставляют членам совета директоров акционерного общества (АО) доступ к документам и информации, включая бухгалтерскую отчетность, подконтрольных обществу юридических лиц. Кроме того, вводится ответственность руководителя общества за непредставление или сокрытие информации (либо за недостоверные данные) в виде штрафа от 500 до 700 тыс. руб. Запрошенные документы должны будут предоставляться в течение 7 дней, хотя по объективным причинам этот временной период может продлеваться. Но являются ли предлагаемые изменения новеллой? И как они скажутся на деятельности компаний?
Идея внесения указанных изменений принадлежит далеко не минэкономразвития. Еще 28 мая 2014 года на совещании у председателя Правительства РФ, посвященном совершенствованию корпоративного управления в компаниях с государственным участием и управлению государственным имуществом, был сформулирован принципиальный тезис о том, что центральным институтом взаимодействия акционеров и компании и контроля акционеров за деятельностью менеджмента является именно совет директоров. В связи с этим были определены основные направления законотворческой деятельности.
Первое направление заключалось в совершенствовании системы управления госсобственностью в части повышения экономической эффективности государственных компаний и качества управления ими. Второе направление - разработка и последующий аудит долгосрочных стратегий, а также создание на их базе показателей эффективности для оценки компаний и их руководителей. Третье - внедрение основных положений Кодекса корпоративного управления, особенно в части, усиливающей роль совета директоров. И четвертое - совершенствование нормативной базы в части корпоративного права.
Именно по итогам этого совещания минэкономразвития совместно с другими ведомствами было поручено в срок до 1 октября 2014 года подготовить проекты нормативных правовых актов, предусматривающих решение накопившихся и выявленных проблем. В чем же они заключаются? Во-первых, в соответствии с действующим законодательством член совета директоров АО не имеет права доступа к документам и информации подконтрольных ("дочерних") обществу юридических лиц. При этом большинство крупных российских холдингов (причем как государственных, так и частных) всю важную хозяйственную деятельность ведут в "дочерних" фирмах, оставляя головной структуре управленческие функции. Обычно на подконтрольные компании оформляются кредиты, заключаются договора на инвестиционные проекты и т.д. Основную прибыль в большинстве случаев также приносят "дочки". Во-вторых, законом не предусмотрена ответственность руководителя АО за сокрытие информации (либо за предоставление или раскрытие недостоверных данных), что создает возможность для злоупотреблений и нарушения прав акционеров и заинтересованных лиц.
Из этого следует, что полномочия совета директоров должны быть расширены до уровня, который не позволит игнорировать его позицию и передавать решение всех вопросов на уровень менеджмента.
В действующей редакции Федерального закона "Об акционерных обществах" указано, что совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью АО, за исключением вопросов, решаемых общим собранием акционеров. В частности, к компетенции совета директоров относится: определение приоритетных направлений деятельности общества; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров; увеличение уставного капитала общества; образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий; использование резервного фонда и иных фондов общества; утверждение внутренних документов; создание филиалов и открытие представительств; одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью и т.д.
Очевидно, что для эффективной реализации имеющихся полномочий совету директоров необходимо обладать достоверной и актуальной информацией о деятельности компании. Выявленное противоречие между полномочиями совета директоров и возможностью их реализации изначально вызвало обеспокоенность Правительства РФ применительно к компаниям с государственным участием с целью организации более эффективного управления государственным же имуществом. В последующем инициатива была распространена на все акционерные общества.
Необходимо признать, что примеры правового регулирования этих правоотношений уже имеются. Так, Кодекс корпоративного управления, одобренный Правительством РФ 13 февраля 2014 года и имеющий рекомендательный характер, устанавливает, что все члены совета директоров должны в равной степени иметь возможность доступа к документам и данным общества. Вновь избранным членам совета директоров в максимально возможный короткий срок должна быть предоставлена достаточная информация об обществе и о работе совета директоров (п. 2.6.4.).
Кроме того, вопросы предоставления информации о деятельности общества теперь урегулированы Гражданским кодексом РФ. На основании Федерального закона "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ с 1 сентября 2014 года члены коллегиального органа управления корпорации приобрели право не только получать информацию о ее деятельности и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, но и требовать возмещения причиненных корпорации убытков, оспаривать совершенные корпорацией сделки, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок.
Таким образом, законопроект Минэкономразвития России в части предоставления членам совета директоров АО доступа к информации подконтрольных юридических лиц и введения ответственности руководителя общества за непредставление или сокрытие данных полностью соответствует современным тенденциям развития российского корпоративного законодательства. Его принятие, несомненно, будет способствовать не только повышению эффективности работы совета директоров и прозрачности крупных холдингов, но и улучшению системы корпоративного управления компаниями в целом.
При этом необходимо констатировать, что рассмотренная проблема может быть решена только путем законодательного закрепления.