06.10.2014 23:25
    Поделиться

    Анатолий Кучерена предложил создать сервис "Электронный гражданин"

    Известный адвокат предлагает создать программу "Электронный гражданин"
    Пришло время концептуально изменить парадигму взаимодействия гражданина с чиновником. До великой судебной реформы, проведенной по инициативе и под руководством императора Александра II, российские суды иногда выносили такой приговор: "Оставить в сильном подозрении".Создается впечатление, что сегодня любой наш гражданин находится у чиновников в сильном подозрении. Он постоянно должен доказывать свою законопослушность, приносить различные справки и свидетельства. Но почему мы не исходим из презумпции добросовестности гражданина?

    У нас создана программа "Электронное правительство". Что мешает создать программу "Электронный гражданин" и освободить людей от вороха бумаг, которые требуют столоначальники по принципу: "Как бы чего не вышло"? Сегодня имеются все технические возможности, чтобы избавить рядового жителя от бюрократической волокиты, необходимости стоять в очередях и свести к минимуму его личные контакты с чиновниками.

    Практика, однако, показывает, что дебюрократизация протекает куда медленнее, чем развивается информационная революция. Наши граждане ежедневно выстраиваются в огромные очереди в различные "казенные учреждения" с тем чтобы "выправить" ту или иную "гербовую бумагу", подвергаясь при этом разного рода унижениям. Ко мне как к юристу нередко обращаются люди с такими проблемами. Очень показателен случай с получением наследства.

    У человека умер отец, чьим единственным наследником он и являлся. В собственности отца был земельный участок с деревянным одноэтажным жилым домом. Чтобы открыть т.н. наследственное дело, нотариус потребовал свидетельство о смерти отца, свой паспорт, свое свидетельство о рождении и выписку на день смерти отца с последнего места его жительства с отметкой о снятии с регистрации. За этой справкой пришлось ехать в Единый расчетный центр, процесс растянулся на 10 дней, хотя сам нотариус мог направить в этот центр электронный запрос и тут же получить ответ.

    Далее потребовались еще документы: свидетельство о регистрации права на землю и постановление главы администрации сельского поселения о выделении земельного участка в собственность отца. Но ведь свидетельство о регистрации права на участок о том и говорит, большинство людей полагают, и обоснованно, что свидетельство о регистрации права на ту или иную собственность является достаточным и другие документы попросту не сохраняют. Доверителю пришлось заверить чудом сохранившуюся копию печатью и в дополнение получить еще и копию из архива. На это ушел один день - благо, участок находился в той же области. А если бы на Дальнем Востоке, за каждой бумажкой ездить туда?

    Но и это было еще не все. Потребовали договор о выделении земельного участка, зарегистрированный в Регистрационной палате области. По запросу палата дала справку о содержании правоустанавливающих документов. На это ушло еще семь дней и обошлось в 300 рублей, хотя реальная необходимость в этом документе - та же, что и в предыдущем. Проще говоря, она отсутствует.

    Вслед за этим запросили кадастровый паспорт на землю - еще одно "умножение сущностей без необходимости". Зачем? Его, разъяснили моему доверителю, необходимо получать в Кадастровой палате. Он попытался заказать документ по электронной почте, но было отказано, т.к. его электронная почта "некорректна". Записаться на прием - лишь через два месяца. Пришлось вставать в живую очередь, процесс растянулся на два дня.

    Все? Как бы не так. Вспомнили про технический паспорт на землю. Пришлось получать его в Земельном отделе района, потребовались выезд геодезиста, 12.000 рублей и два рабочих дня. На всех этапах пришлось "ускорять" процесс традиционным средством.

    На моего доверителя произвел сильное впечатление антураж казенных учреждений. Красивые современные здания, прекрасные отделочные материалы, даже туалеты для инвалидов. Вот только непонятно: для чего гражданину их посещать вообще в эпоху новейших информационных технологий? Наконец, нарисовалась еще одна потребность - в выписке из ЕГРП, хотя , повторимся, есть свидетельство о регистрации права собственности. Все эти документы пришлось собирать и на дом - отдельно! Получение наследства заняло около 8 месяцев.

    Известно, что с момента распада СССР число чиновников в России сильно выросло. За эти годы неизмеримо выросли и технические возможности. Так почему же гражданин по-прежнему вынужден выполнять за чиновников их работу? Представляется, что все эти процедуры можно было бы существенно упростить, обеспечив нотариусу доступ к ЕГРП в режиме онлайн, доступ к Государственному кадастру недвижимости в режиме онлайн, доступ к информационным реестрам регионов и муниципалитетов, входящих в единую государственную информационную систему.

    Если человек является законным и единственным наследником, он не должен это никак доказывать, кроме как предъявив самые необходимые документы - паспорт, свидетельство о смерти того лица, чьим наследником является, и свидетельства о регистрации права той собственности, которую наследует. Все! Если же чиновники в чем-то сомневаются, они могут оперативно устранить свои сомнения, послав любые запросы в любые учреждения. И если окажется, что человек пытается ввести в заблуждение, его привлекут к ответственности.

    Поделиться