Впрочем, это только одна из мер. Есть и другие, которые помогут нашей торговле развиваться не только с выгодой для себя, но и нам во благо. Все они отражены в специальной стратегии. О ней и о других инициативах ведомства "Российской газете" рассказал статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Виктор Леонидович, говорят, ваше министерство обсуждает вопрос введения продовольственных карточек для малоимущих. Актуально ли это сейчас?
Виктор Евтухов: Это, мягко говоря, дезинформация. Мы не планируем возобновлять практику, которая была в Советском Союзе, и например, в Великобритании в военные и ранние послевоенные годы. Это были совсем другие времена.
А сегодня в мире оказывается адресная помощь нуждающимся, основной посыл которой - дать возможность улучшить питание. Их основная проблема - не голод как таковой, а недостаток свежих продуктов. Они, как правило, дороже суррогатов и глубоко переработанных продуктов, в результате люди с ограниченным достатком обречены на неправильное и даже вредное питание.
Адресная помощь за рубежом осуществляется за счет перечисления денежных средств на карточки, их можно потратить только на определенный ассортимент - свежие продукты, мясо, рыбу, молоко. В ряде стран, в частности в США, данная практика называется food stamps, одним из вариантов дословного перевода которого может быть "продуктовые талоны". Однако это не имеет никакого отношения к талонам и карточкам на продукты советского времени.
Аналогичный механизм введен в Москве еще полтора года назад. Практикуется оказание финансовой помощи малоимущим гражданам. Эти средства могут быть потрачены только на приобретении продуктов питания - свежих и скоропортящихся. Такая адресная социальная помощь доказала свою эффективность. Введение этой помощи на всей территории России требует определенных технологических решений. Однако при наличии политической воли, безусловно, все достижимо.
Кто будет определять, кому положена такая поддержка?
Виктор Евтухов: Органы соцзащиты населения, исходя из комплекса обстоятельств: структура питания, доходы на члена домохозяйства, доля расходов на питание в семье.
Помимо этого могут быть подключены к программе и иные категории по иному признаку, например по соцгруппам - дети, бюджетники, пенсионеры и т.п.
Предусмотрены ли в Стратегии развития торговли до 2020 года меры, которые будут сдерживать рост цен на продукты?
Виктор Евтухов: Одна из таких - максимальное расширение каналов сбыта, стимулирование прямых продаж от производителя, массовой предпринимательской активности населения с помощью развития так называемой мобильной торговли. Иными словами, можно выйти на пенсию и завести небольшую автолавку.
Готов проект федерального закона о введении единого упрощенного порядка мобильной торговли. Автомагазины, автокафе, другие передвижные торговые объекты будут выделены в особую категорию.
Сейчас, если предприниматель хочет торговать через автолавку, ему нужно пройти семь кругов бюрократического ада. Включить свой фургон в схему размещения, заключить договор аренды земельного участка, участвовать в торгах, чтобы получить место. И такие разрешения получать для каждой остановки магазина на колесах. Это противоречит самой идее мобильной торговли. Подобные недостатки должны быть устранены через внесение поправок в Закон о торговле.
И как теперь будет?
Виктор Евтухов: Уведомив органы местного самоуправления, сформировав ассортимент, предприниматель сможет разработать свой маршрут торговли, при этом не нарушая ПДД и правил парковки.
Например, выходите вы с работы, а сил нет идти в магазин: вас встречает автолавка. Удобно! Допускается различный ассортимент: молочные продукты, мясные, овощи-фрукты, хлеб, рыба, печать. Главный принцип: специализированный ассортимент, без сопутствующих товаров.
Особо отмечу, что правила торговли и санитарные нормы никто не отменял. Это означает, что они будут применяться и к магазинам на колесах. Если для продажи мясных продуктов в магазине должен стоять рукомойник, им должен быть оборудован и магазин на колесах.
И не менее важный аспект - это не просто развитие системы прямых продаж от производителя, это стимулирование наших автопроизводителей. Для функционирования мобильных объектов возникнет потребность создать дополнительные автозаправочные станции, автомойки, шиномонтажи, комплексные автосервисы, площадки ночного отстоя и переэкспедирования, логистическо-складские комплексы. Совокупные частные инвестиции в обслуживающую инфраструктуру составят минимум 134 миллиарда рублей.
Минпромторг и минсельхоз предлагают создать рядом с крупными городами сеть оптовых продовольственных рынков. Как скоро это можно сделать?
Виктор Евтухов: Благодаря таким оптовым распределительным центрам под эгидой государства любой мелкий и крупный производитель при единственном профессиональном посреднике сможет предложить свой товар для розничных торговцев любого формата.
Такие оптовые центры будут собирать продукцию у местных производителей в радиусе примерно 200 километров. Производители же смогут привозить ее в день сбора без дополнительных логистических звеньев. Это торговое звено будет предназначено для профессиональных участников рынка - покупать продукцию там смогут предприниматели, рестораторы, владельцы магазинов. Таким образом, будет серьезно стимулироваться внутреннее производство. Мы, люди старшего поколения, прекрасно помним колхозные рынки, куда частники свозили то, что смогли вырастить у себя на дачах и приусадебных участках. В девяностые годы такие базы в буквальном смысле вытеснялись криминальными разборками. И затем прекратили свое существование. Вместо этого сегодня мы видим, как вдоль крупных автомагистралей выстраиваются бабушки с ведрами картошки, морковки, яблок, часами простаивают у дорог, надеясь продать выращенные овощи-фрукты, заработать прибавку к пенсии.
Кстати, по данным Росстата, в прошлом году на крестьянские фермерские хозяйства приходится почти 90 процентов объема производства картофеля, 84 процента овощей, 55 процентов молока, 33 процента скота и птицы (в живом весе). И лишь небольшая часть этой продукции вовлечена в товарооборот.
Чтобы ситуацию переломить, и идет речь о создании оптовых продовольственных рынков под эгидой государства на правах частно-государственного партнерства. Их создание станет ответом на "серые" потоки скоропортящегося продовольствия и на создаваемые такими потоками транспортные проблемы.
Но рост числа магазинов в стране зависит от активности бизнеса, спроса и предложения. Какова здесь роль органов власти?
Виктор Евтухов: Очень большая. Эффективное развитие торговой деятельности влияет не только на экономику региона, но и на наше с вами здоровье. Сейчас очень много говорится о здоровом питании, но обеспечить его могут именно торговые организации.
Исследование минпромторга показало, что почти 60 процентов российских потребителей ходят за продуктами каждый день. Несмотря на такую высокую частоту посещения магазинов, питание недостаточно сбалансировано. По данным Росстата, на столах россиян наблюдается дефицит потребления овощей и бахчевых (30,7 процента от нормы, утвержденной минздравом), фруктов и ягод (24 процента), молока и молочных продуктов (20,9 процента), яиц (15,4 процента).
Таким образом, основной дефицит потребления наблюдается в категориях fresh (свежих скоропортящихся продуктов). Вместо них сегодня продаются продукты с увеличенными сроками годности, с применением специальных добавок, суррогатов, консервированные товары, что ухудшает структуру питания человека, не добавляет ему здоровья, а может быть, даже и вредит. И, наконец, отрицательно влияет на местную экономику, сужая возможности сбыта свежих скоропортящихся продуктов местного производства. Будем эту ситуацию менять.
Министерство почти год назад утвердило знак качества российских товаров. К концу этого года обещано назвать критерии отбора. Кому присвоят этот знак?
Виктор Евтухов: Работа над критериями - это очень трудоемкий процесс. Проходить он будет поэтапно. Принято решение начать с потребительской сферы. Первыми возможность получить "Знак качества" получат несколько категорий продуктов пищевой промышленности, а также несколько категорий из легпрома.
Потребительские предпочтения в этих сферах, во многом благодаря системе ГОСТов, сформированы.
Плюс, что касается продуктов питания, существует не до конца использованный потенциал позиционирования продукции как свежей и натуральной. Знак качества будет выдаваться по итогам веерных исследований качества товаров. Проводить их будет создаваемая Минпромторгом России при поддержке отраслевых союзов и ассоциаций автономная некоммерческая организация. Образцы будут отбираться из представленных на полках розничных магазинов. К проведению испытаний планируется привлекать независимые лаборатории. Результаты исследований станут публичными и доступными потребителям. Российские товары из числа попавших в результате проведенных испытаний в категорию "высококачественных", смогут в дальнейшем претендовать на получение Знака качества. Выдаваться он будет на время. В случае нарушения производителем условий применения знак будет отозван.
До конца года подготовительный этап работы будет закончен, а с 2015 года начнется процесс непосредственного присвоения Знака качества российским продуктам.
А смогут получать Знак качества отечественные товары, в том числе популярных торговых марок, которые производятся, к примеру, на фабриках в Китае - одежда, обувь, инструменты?
Виктор Евтухов: Продукция, произведенная за рубежом полностью или частично, не может получить такой знак. А вот товары, производимые на территории России компаниями, которые принадлежат иностранным инвесторам, могут получить Знак качества. Но при условии, если их продукция соответствует требованиям как по качеству, так и по уровню локализации.
Сейчас в деловой лексикон входит новое экономическое выражение - "эффект страны происхождения". Какой эффект вы ждете от марки "сделано в России"?
Виктор Евтухов: В наследство от 1990-х нам досталось, к счастью, много и поныне здравствующих отечественных брендов, которые выглядят как иностранные. Но и сегодня создаваемые бренды зачастую не позиционируют себя как российские. Видимо, действует советский стереотип - все импортное хорошо, все наше - "совок".
Наша задача - сломать стереотипы, показать, что российские компании производят продукцию высокого качества.
Говоря о российских брендах, надо отметить, что они находятся не в самом плохом положении. Еще в пятидесятые годы прошлого столетия товары японского производства считались дешевыми и низкого качества. В восьмидесятых-девяностых годах проблему радикального изменения отношения своего населения к "родным" товарам решала Южная Корея. Сегодня на наших глазах меняется отношение к товарам, производимым в Китае. Мы проанализировали зарубежный опыт. И можем взять из него самое лучшее.
Но тут еще надо побороть контрафакт, подделки. Объем их зашкаливает - до 40 процентов на рынке. Этим займется Госкомитет по противодействию контрафакту? Говорят, решение о его создании в 2015 году уже принято.
Виктор Евтухов: С инициативой о создании комитета выступили ведущие игроки рынка. По оценкам экспертов отрасли, бюджет ежегодно теряет значительные суммы таможенных и налоговых платежей из-за "серой" дистрибуции контрафактного и контрабандного товара. В частности, на рынке изделий из натурального меха и натуральной кожи фактически уплаченные таможенные платежи составили только 16 процентов.
Похожая ситуация наблюдается и в иных отраслях экономики и промышленности. Инициатива о создании комитета была доложена президенту и правительству и получила одобрение.
Уже подготовлен проект указа, он прошел общественные обсуждения и внесен в правительство. Сейчас готовится регламент работы комитета. Его возглавит министр промышленности и торговли. Членами комитета станут руководители таких контрольных ведомств, как МВД России, ФТС России, Россельхознадзор, Росздравнадзор, Роспотребнадзор.
Стратегия по развитию торговли до 2020 года не единственная, которая разрабатывается при вашем участии в министерстве. Какова судьба стратегии развития народных художественных промыслов? Этого документа, который расставит все точки над "i", уже заждались народные умельцы, современные мастера и ремесленники.
Виктор Евтухов: Одной из инициатив министерства, которая предлагается в этой сфере, является создание Центра народно-художественных промыслов, который объединит усилия предприятий отрасли. Центр будет поддерживать и развивать контакты с предприятиями и общественными объединениями мастеров, оказывать практическую помощь в решении кадровых, социальных, юридических, финансово-экономических вопросов, Кроме того, предполагается, что Центр будет проводить обучающие семинары для сотрудников правоохранительных органов, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по вопросам противодействия контрафактной продукции.
Один из самых острых вопросов - сбыт продукции.
Виктор Евтухов: Центр народно-художественных промыслов возьмет на себя создание и поддержку общефедерального консолидированного портала предприятий, будет оказывать помощь предприятиям в разработке и продвижении собственных сайтов как составных частей портала. Организация регулярных выставок и ярмарок внутри страны, участие в профильных международных выставках - все это тоже станет заботой Центра. Минпромторг России считает необходимым рекомендовать органам исполнительной власти всех уровней формировать свой ежегодный подарочный фонд исключительно из продукции
"Резкого роста цен на продукты питания в связи с ограничением ввоза на сегодня нет, - рассказал "РГ" Виктор Евтухов. - Это показывает наш ежедневный мониторинг цен на продукты питания во всех регионах России. Существует некоторое подорожание на отдельные категории товаров. Например, с 18 августа рост цен на говядину составил 3,8 процентов, на свинину - 5 процентов, на мясо кур - 5,8 процентов, на сметану - 4,0 процента, на масло сливочное - 3,5 процента. На овощи зафиксировано сезонное снижение цен. Исключение - огурцы, т.к. в этом году на них неурожай. Итоги нашего мониторинга подтверждают и в ФАС. Согласно данным ведомства, небольшой рост цен наблюдался в августе, однако сейчас цены стабилизировались".