Доля крупных компаний в структуре нового бизнеса в первом полугодии снизилась до 53,2%, а доля малого бизнеса, наоборот, возросла до 36%. При этом объем нового бизнеса на рынке сократился на 2,5%, а суммы новых договоров - на 15%.
Директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Станислав Волков отметил, что возросла доля просроченных платежей: сейчас она составляет не менее 4% (2,5% годом ранее), а у некоторых компаний 10% и более. "Это говорит о возможной потере значительной части будущих платежей. Дальнейшее замедление экономики страны может ощутимо повлиять на рост неплатежей со стороны клиентов компаний, что приведет к значительному снижению маржинальности лизинговых компаний и сокращению объема сделок", - отметил Волков.
Что касается отдельных сегментов рынка, на фоне падения лизинга ж/д- и авиатехники автолизинг продемонстрировал рост (+19%) и стал крупнейшим сегментом в структуре нового бизнеса впервые с 2008 года. По итогам первого полугодия грузовой и легковой автотранспорт показали высокие темпы прироста новых договоров (16% и 23% соответственно). "Во втором полугодии структура рынка будет смещена в сторону авиализинга, лизинга коммерческого автотранспорта, специальной техники, - считает генеральный директор "Сбербанк Лизинг" Дмитрий Ерошок. - При этом сохранение объемов в сегменте, скажем, специальной, коммунальной и дорожно-строительной техники будет возможно только при условии сохранения объемов финансирования в рамках действующих государственных и региональных программ".
Не стоит ждать восстановления спроса в сегменте лизинга железнодорожного подвижного состава, отметил эксперт, - даже несмотря на скорое вступление в силу Технического регламента Таможенного союза и субсидирование потерь лизинговых компаний при предоставлении скидки на приобретение инновационных вагонов.
В целом объемы нового бизнеса к концу года снизятся не менее чем на 5-10% по сравнению с прошлым годом, считает Ерошок. Одно из возможных направлений роста, по его мнению, связано с реализацией крупных инфраструктурных проектов с государственным участием. "В условиях дефицита финансовых ресурсов региональные власти все чаще прибегают к использованию модели государственно-частного партнерства. Лизинг как нельзя лучше подходит для подобного рода проектов. Однако из-за длительности процесса структурирования сделок такого характера в этом году их доля в объеме нового бизнеса будет не столь существенной", - добавил эксперт.