Впрочем, и резкого роста расходов на сотовую связь абонентам ожидать не стоит.
Что касается дня сегодняшнего, то сотовые компании не планируют сейчас менять тарифные планы, в том числе и на скоростной интернет. В частности, об этом заявил "РГ" представитель одного из мобильных операторов Дмитрий Солодовников.
"Во всех изменениях тарифной линейки мы исходим из баланса интересов абонентов и текущей конкурентной ситуации на рынке. Рост цен как таковой вряд ли возможен, а вот трафик с ростом проникновения 4G-терминалов, непременно будет расти, что приведет к дальнейшему росту доходов от мобильного интернета", - отметила представитель другого мобильного оператора Анна Айбашева.
По ее словам, выиграют те операторы, которые предложат гибкие и прозрачные тарифы и удобную систему докупки трафика. "Что касается стандарта LTE, мы заинтересованы в популяризации этой технологии среди абонентов и повышении ее проникновения", - говорит Айбашева. По данным компаний, поставляющих технические и программные решения для сотовых операторов, основной трафик до 2016 года будет ходить по сетям 3G.
А активный рост спроса на сети 4G начнется вообще только в конце 2015 года. Пока же не более пяти процентов мобильных устройств пользователей в России поддерживают и подсоединяются к сети четвертого поколения. Повышать цены на услугу, которая сейчас не пользуется спросом, не имеет смысла, говорит глава аналитического агентства "Телеком Дейли" Денис Кусков.
При запуске сегмент связи 4G позиционировали как премиальный. Тогда стоимость трафика в сетях LTE действительно была повыше. "Но так как последние десять лет наши сотовые компании демпинговали, чтобы привлечь к себе абонентов от одного оператора к другому, то и здесь они быстро снизили цены до более привлекательных для потребителей", - отметил собеседник "РГ".
Но пока основная часть абонентов пользуется телефонами, не поддерживающими технологию LTE. И у операторов есть года полтора для того, чтобы подготовиться к наплыву абонентов. А именно построить качественные сети и предложить более сегментированные тарифные планы.
Но у двух операторов из "большой тройки" пока есть проблема: маленькие полосы частот для 4G. И есть риск того, что при большом наплыве абонентов они не смогут обеспечить качественными услугами всех желающих, прогнозирует Денис Кусков. А здесь решение о выделении частот как стратегического ресурса только за государством.
Для того чтобы поднять выручку, маркетологам сотовиков стоит через год-два задуматься над запуском новых услуг и приложений, связанных именно с мобильным доступом в интернет.
Тем более что сейчас в 4G возможности передавать голос (то есть обычный разговор) нет. Телефон автоматически переходит на связь 3G. И еще те, кто покупают телефон с поддержкой связи четвертого поколения, должны учесть, что высокая скорость обмена трафиком связана с большими тратами.
Чем больше скорость, тем больше скачанной информации. А за объемы надо платить. Новая технология LTE позволяет обеспечивать скорость передачи данных в сетях 12-15 мегабит в секунду, а 3G - только три мегабита в секунду.
Тем временем
Минкомсвязь совместно с операторами связи разрабатывает методику оценки качества оказания услуг для абонентов, рассказали "РГ" в ведомстве. Однако точных сроков, когда она появится, пока нет.
За оценку качества будет отвечать Роскомнадзор. Служба и сейчас занимается замерами сотового сигнала, но его устойчивость не всегда гарантирует хорошую связь для абонентов. А вот учет числа безуспешных попыток дозвониться в общем количестве звонков одного абонента не осуществляется.
Пока в восьми регионах запущены пилотные проекты по оценке качества сотовых услуг. Там при тестировании голосовой связи звонок должен занимать 180 секунд: 20 секунд - дозвон, 120 секунд - соединение, еще 40 секунд - на отключение после разговора. Это не всегда происходит именно так. Ранее "РГ" писала про проект методики, который вывешен на сайте Роскомнадзора. Здесь как раз прописаны подробно все параметры оценки качества. Все это учитывается и при пилотной оценке параметров связи.
Пока же абоненты вынуждены сами считать, сколько они переплачивают из-за плохого качества связи. А с помощью различных приложений - оценивать, соблюдает ли оператор заявленные в тарифных планах параметры услуг.