06.10.2014 23:56
    Поделиться

    Нотариусы начали переводить бумажные документы в электронный вид

    Нотариат начал осваивать новое нотариальное действие: перевод бумажных документов в электронный вид.

    Вчера подробности внедрения высоких технологий обсуждали в Казани на координационно-методическом совещании нотариальных палат Приволжского федерального округа. Напомним, с 1 июля вступил в силу закон, который ввел новое нотариальное действие: удостоверение равнозначности документа на бумажном носители электронному. Можно сделать и наоборот, принести нотариусу официальный файл, он придаст документу бумажный вид. Кому-то привычней иметь дело с классической бумагой. Хотя к цифре, безусловно, надо привыкать, от нее, судя по всему, уже никуда не деться.

    "Нотариусы должны подавать на регистрацию документы в электронном виде и помогать гражданам это делать через электронно-цифровую подпись, - сказал РГ президент Федеральной нотариальной палаты России Константин Корсик. - И вообще я считаю, что будущее только за электронным нотариатом и теми сервисами, которые будут в дальнейшем появляться в связи с развитием информационных технологий, как это получилось с тем же реестром уведомлений о залогах движимого имущества. Когда наш деловой оборот и даже обычные, повседневные житейские дела уходят в сферу цифровых технологий, нотариат должен там быть, чтобы соответствовать запросам общества".

    Например, в электронный вид могут переводиться какие-то доверенности или кадастровые документы. Практика сейчас нарабатывается, но люди в основном пока присматриваются к новым возможностям. Например, в Нижегородской области с 1 июля по 10 сентября было совершено два таких нотариальных дейтвия. А, скажем, в Республике Удмуртия нотариусам уже 6 раз приравнивали бумагу к цифре.

    Вчера возник интересный вопрос: если человек пришлет нотариусу официальное электронное письмо, подписанное соответствующим образом, скажем, об отказе от наследства, принимать ли такой документ. В теории такое письмо ничем не хуже бумажного листа, если цифровая подпись настоящая. Однако, как говорили выступающие, тогда нотариусам нужны и официальные электронные ящики, на которые можно было бы направлять подобные документы. Так что, по словам экспертов, на практике сейчас принимать подобные письма невозможно, но такой вопрос надо прорабатывать.

    Еще один вопрос, который вчера обсуждали: нотариальные действия, совершаемые главами местного самоуправления, скажем, председателями сельсоветов. Закон разрешает им сделать какие-то важные действия, когда нотариуса нет поблизости. В дальних районах это особенно актуально. Однако в состоянии ли хороший агроном или механизатор, ставший главой сельсовета, выдать грамотную доверенность или оформить наследство? И как проверить, какие документы выписывают на селе? Часто в сельских администрациях нет даже компьютеров, чтобы информировать нотариусов о выданных доверенностях. Между тем, в информационной системе нотариата помимо прочего создан электронный реестр доверенностей, и любую доверенность с печатью нотариуса можно проверить на подлинность.

    Поделиться