Прокуратура огласила итоги расследования причин крушения "Севоля"

Прокуратура Южной Кореи огласила окончательные итоги расследования по поводу причин крушения парома "Севоль". Особых сенсаций не произошло: основными прямыми факторами названы неверные действия рулевого судна, а также перегруз парома, что привело к нарушению устойчивости. Действия спасателей в первые часы крушения названы неадекватными и непрофессиональными. Кроме того, были вскрыты многочисленные факты коррупции, подлогов и подделок официальных документов со стороны Службы береговой охраны, Центра по контролю за навигацией, других властных и частных структур.

Напомним, что пассажирский паром "Севоль", который следовал по маршруту Инчхон-Чечжу, затонул утром 16 апреля у юго-западного побережья Южной Кореи в районе острова Чиндо. Из 476 пассажиров и членов экипажа спастись смогли лишь 174 человека. Большинство из 302 погибших и пропавших без вести составили школьники старших классов школы Танвон города Ансан, которые ехали в выпускное путешествие. Эта трагедия стала сильнейшим шоком для корейской нации.

Следователи южнокорейской прокуратуры, огласили итоги расследования причин крушения парома "Севоль". Работу прокуратура вела в течение пяти месяцев, задействовав многочисленных экспертов и специалистов. В итоге сделано заключение, что судно погибло из-за двух основных факторов - перегрузки и неверных действий рулевого. Паром с самого начала взял на борт груза в три раза больше положенного, что привело к нарушению остойчивости. Кроме того, груз был плохо закреплен, что спровоцировало его смещение. Во время прохождения опасного участка, где сильны морские течения, рулевой действовал неверно. В результате "Севоль" накренился, судно начало смещаться, завалилось на бок, перевернулось и затонуло. "К одному и тому же выводу по поводу прямых причин крушения пришли не только штатные эксперты следственной группы, но и другие привлеченные нами специалисты из Корейского исследовательского института кораблестроения и океанской инженерии, а также Центра морской инженерии Сеульского государственного университета", - подчеркнуто в заявлении прокуратуры.

Все остальные версии и слухи, которые стали циркулировать в большом количестве в первые дни трагедии - столкновение с подводной скалой, иностранной подводной лодкой, затопление после взрыва на борту или замешанность в трагедии местных спецслужб - признаны безосновательными.

Как следует из заключения следователей, действия спасателей были непрофессиональными и неадекватными. Прибывшие первыми к месту трагедии спасатели на корабле Службе береговой охраны №123 не оказали надлежащей помощи, а также не делали объявления для пассажиров, чтобы те выбирались из кают. Спасатели сами также не пытались проникнуть внутрь судна. Вопиющим фактом оказалось то, что затем спасатели подделали документы, чтобы показать, что они пытались попасть на судно и сделали объявления для пассажиров. В результате капитану корабля №123 предъявлены обвинения в убийстве по неосторожности. Те же самые объявления предъявлены капитану "Севоля" и его помощникам. Команда парома, напомним, в подавляющем своем большинстве просто бросила пассажиров на произвол судьбы и стала первой покидать "Севоль". При этом всем находящимся на борту до последнего момента по судовому радио говорили оставаться на своих местах и не выходить из кают. Это и привело к такому большому количеству жертв, хотя почти все, как отмечают эксперты, могли бы спастись, если бы им просто сказали самим уходить с судна.

Аналогичные факты подлога и подделки документов были выявлены и в Центре управления навигацией на острове Чиндо, который вел "Севоль" во время трагедии. Заключения следователей схожие: непрофессионализм действий, неадекватная и преступно замедленная реакция на ситуацию. Также сотрудники Центра подделывали документы, вписывая в журналы переговоры с проходящими мимо судами, хотя на самом деле никакого общения и контроля за движением не было.

Многочисленные факты коррупции и халатности выявлены на более высоком уровне. Фактически замешано руководство Службы береговой охраны, которую, напомним, президент Южной Кореи Пак Кын Хе уже дала указание ликвидировать. Заместитель начальника Службы и двое его подчиненных были связаны с частной спасательной компанией Undine, которая вела спасательные работы. Руководство СБО сделало все, чтобы работы по спасению вела эта фирма, причем это было сделано с многочисленными нарушениями, а также фактами коррупции. Ранее, как оказалось, чиновники СБО уже предоставляли Undine конфиденциальные служебные документы. Об этих "нездоровых" взаимоотношениях между компанией и СБО журналисты стали говорить достаточно быстро после крушения, но чиновники это отрицали. Многие факты в итоге подтвердились.

Факты коррупции, злоупотребления служебным положением, преступной халатности зафиксированы и в других структурах, имеющих отношение к морскому транспорту - Ассоциации судовладельцев, государственных контрольных органах и других. Всего признаны замешенными в коррупции 399 человек, из них 154 арестованы.

Отметим, что поисковые работы на месте крушения парома ведутся до сих пор. Однако реальных надежд на обнаружение тел почти нет. Из 302 погибших и пропавших без вести найдены тела около 280 человек. Среди них был и 16-летний гражданин России Вячеслав Серков, который учился в школе Танвон.