Новости

07.10.2014 00:40
Рубрика: Экономика

Рынок ждет дерзких

Бизнесу надо поверить в свои силы
Начал работу инернет-портал "Экспортный потенциал России", презентация которого состоялась на бизнес-форуме "Конкурентоспособность российского бизнеса на международных рынках".

Любой предприниматель, желающий отправлять свою продукцию за рубеж, зарегистрировавшись в личном кабинете, может представить свой товар лицом: объемы, цену и проч. Со временем к проекту подключатся иностранные партнеры, жаждущие приобрести продукцию "Made in Russia". Их призваны найти центры международной торговли зарубежных стран (всего в мире их 330), с которыми у московского Центра международной торговли налажены тесные контакты.

Гендиректор столичного ЦМТ Владимир Саламатов назвал новый проект "Социальной сетью для российских экспортеров": "Половина малых и средних предприятий, способных выпускать продукцию, которая может пользоваться спросом на внешнем рынке, не знают, куда бежать и с чего начать. Новый портал им в этом поможет". Участники форума высказали опасение, что через полгода портал будет "замусорен" предложениями, не имеющими к экспорту никакого отношения. Однако разработчики заверили, что надежные фильтры отсекут спам, и в открытый доступ поступят ссылки на реальные компании и реальную продукцию. Так что дачники, прикола ради желающие продать в Аргентину пучок своей петрушки, могут не беспокоиться. Кстати, наиболее интересные предложения будут дублироваться в виртуальные офисы замминистра экономического развития Алексея Лихачева и министра по торговле Евразийской экономической комиссии Андрея Слепнева.

Вопрос конкурентоспособности российских компаний и их товаров на внешнем рынке куда как острый. По словам Владимира Саламатова, сейчас Россия занимает всего 3% в объеме международной торговли. Из 7,5 млн отечественных хозяйствующих субъектов лишь 1% поставляет продукцию на мировой рынок, что слабо отвечает экспортному потенциалу страны.

Академик Евгений Примаков подчеркнул, что конкурентоспособность любого товара на внешнем рынке определяют два показателя: качество и цена. А они, в свою очередь, зависят от технического и технологического состояния производств.

Времена наличия в России дешевой рабочей силы канули в Лету, а значит, уповать на дееспособность отечественной продукции, не поспевая за научно-техническим прогрессом, по меньшей мере неразумно. Пока же уровень бюджетных ассигнований на НИОКР у нас в разы ниже, чем у наших конкурентов по рынку.

Осторожнее, призвал Примаков, необходимо относиться и к импортозамещению, не возводить это понятие в культ. "Не стоит отказываться от ввоза товаров, которые нам доступны и необходимы, - сказал он. - Надо отдавать себе отчет, что импортозамещение по большинству направлений наступит не раньше чем через 2-3 года. И если мы на это время оградим свой рынок от передовой зарубежной продукции, то на выходе рискуем получить хоть и свою родную, но морально устаревшую продукцию". Примерно такими же последствиями, по мнению академика, нам грозит и возможный выход из ВТО, что предлагают некоторые наиболее рьяные законодатели.

"О выходе из Всемирной торговой организации не может быть и речи, - подчеркнул "РГБ" президент ТПП РФ Сергей Катырин, - находясь в составе ВТО, мы можем на равных вести дискуссию по многим вопросам, в конце концов, заявить протест, что санкции, примененные против нашей страны, нарушают базовые принципы этой организации".

Что касается импортозамещения, то здесь глава ТПП РФ солидарен со своим предшественником: в чистом виде, как самоцель, оно приведет лишь к дальнейшему технологическому отставанию России. А вот экспорт - это как раз то, что стимулирует развитие экономики, поскольку на внешнем рынке имеет шанс на спрос только самая передовая продукция. Здесь мы можем похвастаться достижениями атомной энергетики, космической отрасли, ОПК. Но пока в нашем экспорте преобладает сырье или в лучшем случае продукция первого передела.

"Я долгое время слежу за тенденциями в экспорте химической промышленности, - рассказал "РГБ" гендиректор компании "Химтранс" Александр Шаров, -вроде бы есть внешнеторговый поток на 10-15 млрд долл. в год, причем безо всякой государственной поддержки. Но вывозят преимущественно сырье: бензол, бутадиен и т.д. И за последние 15 лет Россия в рейтинге мировых экспортеров химической продукции скатилась из первой тройки на 20 мест назад, пропустив вперед даже Иран".

Механизмы господдержки экспорта у нас есть: это и субсидирование процентной ставки по экспортным кредитам, и их страхование. Агентство стратегических инициатив сейчас готовит "дорожную карту" поддержки экспорта, основная цель которой сократить количество предоставляемых документов при вывозе продукции. По словам заместителя директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономразвития Вероники Путилиной, в 36 российских регионах создано 37 экспортных центров, столько же евроинфоцентров обеспечивают контакты с зарубежными партнерами и нашими торгпредствами. Казалось бы, экспортируй - не хочу! Видимо, действительно, не очень-то и хотелось: как сообщила замдиректора департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности минэкономразвития Елена Назарова, лишь 200 компаний-экспортеров (из 75 тыс.) регулярно пользуются всеми этими инструментами и прочими благами. А ведь государство потратило немалые средства на создание тех же евроинфоцентров: для кого? Для двух сотен фирм, которые наверняка и без этого пробились бы на внешний рынок?

Один из способов проникновения на внешний рынок, по мнению руководителя АСИ Андрея Никитина, это покупка "готовой" зарубежной компании: здесь в качестве бонуса новый владелец получит и уже сформированные рынки сбыта. Информацию о таких возможных сделках, считает он, предпринимателям - причем бесплатно! - должно предоставлять государство через те же евроинфоцентры или торгпредства. И вообще, сказал Андрей Никитин, экспортерам необходимо четко представлять, что для них может и должно сделать государство, а что находится в компетенции исключительно бизнеса.

И здесь показателен пример, который привел гендиректор "Северстали" Алексей Мордашов. 77 документов необходимо предоставить в российские контролирующие органы экспортеру при вывозе продукции через морские порты - к этому бюрократизму, конечно, государство руку приложило. Но вот то, что перевалка контейнера в российском порту в среднем стоит 2,6 тыс. долл. (для сравнения - в Сингапуре - 460 долл.) - это уж наш бизнес сам подножку своей конкурентоспособности подставил. И пенять можно только на собственные аппетиты.

На схожую проблему обратил внимание и заместитель председателя правления Внешэкономбанка Андрей Клепач. Что бы государство ни делало для поддержки экспорта, не оно определяет качество продукции, подчеркнул он. Не лучшее качество наших товаров - это провал конкретных менеджеров корпораций (вот их зарплата действительно вне конкуренции даже на международном рынке!). Необходима оптимизация большинства производств - и техническая, и технологическая, а главное - кадровая. Потому что пока расходы космические, а качество страдает. С 2008 года предприятия живут в ожидании очередного кризиса, свернуты программы обновления основных фондов: не до жиру, лишь бы выжить. "Мы радуемся, - сказал Клепач, - что стагнируем хуже Европы. Но в данном случае это не та вещь, которой нужно гордиться. Развиваться в современных условиях способен только дерзкий предприниматель".

Действительно, мысль о том, что импортное - значит лучшее, витающая на протяжении многих лет на бытовом и более высоком уровне, настолько проела плешь нашим предпринимателям, что начисто лишила их амбиций. Мы больше не хотим быть первыми, нам достаточно окопаться во втором десятке. Ведь, как известно, молоток первым делом забивает тот гвоздь, шляпка которого торчит выше других.

"Чтобы поправить дела с количеством и качеством нашего экспорта, - считает Сергей Катырин, - нашим предпринимателям необходимо изменить в первую очередь ментальность. Главное - поверить в себя, что ты можешь работать на международных рынках. А для этого надо активнее принимать участие во всевозможных международных выставках, чтобы видеть, какую продукцию представляют конкуренты, и понять, что мы можем сделать лучше их".