Большая часть из этой тысячи - негосударственные вузы и филиалы госвузов. Претензий к ним множество. Иногда филиалы располагаются в квартирах жилых домов, в читальных залах местных библиотек, домов культуры. О качестве образования говорить не приходится. Многие филиалы, по сути, давно превратились в фабрики по выдаче дипломов. У таких "вузов" в последнее время все чаще отзываются лицензии. Только за 2014 год Рособрнадзор исключил из реестра 160 лицензий вузов и филиалов. Среди других мер, которые использует ведомство, - приостановка действия лицензии, запрет приема. В Рособрнадзоре объявили, что в ближайшее время будут проверки в 750 вузах и филиалах.
На прошлой неделе ведомство запретило вести прием пяти государственным вузам ("РГ" от 30 сентября с.г.). Напомним, это Ивановский государственный университет, Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), Дагестанский государственный педагогический университет и Уральский государственный педуниверситет. Ректоры и студенты заволновались. В Госдуме прошла встреча руководства "провинившихся" вузов с депутатами, представителями минобрнауки и Рособрнадзора, и в итоге через день строгое предписание - запретить прием! - для четырех вузов отменили. Выяснилось, что университеты пострадали из-за своих региональных филиалов, многие из которых к этому времени реорганизовывались и только доучивали студентов.
- По некоторым вузам эти решения о запрете не очень понятны. Думаю, что в законодательстве на сегодняшний день есть проблемы, которые связаны с применением права о прекращении приема, - высказал свою точку зрения депутат Николай Булаев. В прошлом, кстати, руководитель Федерального агентства по образованию.
К сожалению, оказалось, что закон слаб и в той части, когда речь идет об изъятии свидетельства о государственной аккредитации. Это должно быть основным инструментом Рособрнадзора. Не изъятие лицензии, не прекращение приема, а именно точечное изъятие свидетельства о государственной аккредитации.
Николай Булаев предложил внести поправку в законодательство и не прекращать прием в проштрафившиеся вузы, а лишать их аккредитации. Вот что думают обо всем этом ректоры из "черного" списка Рособрнадзора.
Алевтина Симонова, ректор Уральского государственного педагогического университета:
-Скажу сразу: Рособрнадзор прав. Если предписания ведомства не выполнены, прием в вуз может быть запрещен. Но пикантность ситуации в том, что филиалы и головной вуз имеют одну лицензию. В нашем случае претензии были к филиалу в Каменске-Уральском. Причем замечания комиссии были по приему, а его там нет уже два года. Филиал находится на реорганизации.
Мне понятно стремление минобрнауки вывести все российские вузы на мировой уровень, но кто будет учить детей в регионах? Наши филиалы появились десять лет назад, когда в области был запущен совместный проект Министерства образования Свердловской области и УрГПУ для выпускников колледжей. Как сказали бы сейчас - непрерывного образования. Закончил колледж - и можешь сразу поступать на заочное отделение в вуз. Далеко ехать не надо, преподаватели головного вуза сами приезжали на занятия в Красноуфимск, Серов, Новоуральск и Каменск-Уральский. Сейчас наши филиалы не вписываются в мониторинг: нет своих площадей, преподавателей, не учитывается средний балл ЕГЭ, так как речь идет о студентах-заочниках... Но, например, в филиал в Серове, подчас на вертолетах, приезжал учиться весь север области. Напомню, что учитель, который работает в 10-м классе, должен обязательно иметь высшее образование. Поэтому в наших филиалах учились в основном работающие педагоги. Не уверена, что все они теперь захотят ездить за 700 или 800 километров в Екатеринбург. Детские сады у нас переполнены, кто будет завтра учить этих детей в школе? Наверное, это тоже надо иметь в виду.
Нужны новые формы работы в больших регионах. Таких, как наш, Красноярский край, Алтай, Бурятия. Здесь обязательно должны присутствовать вузы. Если не филиалы, то хотя бы в виде ресурсных центров или других структур. И надо особо прописать условия их работы и оценивания, иначе глубинка останется без грамотных учителей.
Андрей Николаенко, ректор Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ):
-Такая ситуация возникла из-за поправки, которую недавно внесли в закон "Об образовании". Получилось, что головные вузы пострадали из-за филиалов. По моему мнению, поправка нуждается в уточнении: запрет на прием должен касаться непосредственного "нарушителя". Если есть претензии к филиалу, запрещать прием необходимо именно ему: иначе из-за проблем с региональными филиалами абитуриенты не могут поступать ни в головной вуз, ни в другие филиалы, которые дают качественную подготовку.
Сейчас, по результатам реорганизации и объединения вузов, у нас 21 филиал, в восьми из которых мы прекратили деятельность за последний год. Летом 2014 года университет машиностроения прекратил набор еще в пять филиалов, включая филиал в Махачкале. Сейчас он в стадии ликвидации, соответствующие документы находятся в Минобрнауки. В филиале обучаются около 300 студентов-очников и 1500 заочников. Стоит отметить, что студенты в этой ситуации не пострадают: есть договоренности с Дагестанским госуниверситетом и Дагестанским государственным техническим университетом, которые готовы доучить студентов.
В 90-е годы филиальная сеть вузов очень сильно разрослась. Ее, безусловно, сегодня надо оптимизировать. Но делать это нужно с учетом отраслевой специфики филиалов и мнения местных властей. У нас есть сильные филиалы , к примеру, в Электростали, Чебоксарах, Рязани. У филиалов есть крупные региональные бизнес-партнеры, которые активно берут выпускников на работу.
Зарплаты выпускников вуза, которые не имеют опыта работы, начинаются от 30 тысяч рублей.