Когда-то песню "Выхожу один я на дорогу" пела замечательная Анна Герман. Уверенность в том, что именно так должно звучать стихотворение гения в виде романса, крепка и по сей день. Чудесный голос всенародно любимой артистки в сочетании с музыкой композитора Елизаветы Сергеевны Шашиной до сих пор выжимает слезу и у циника. Но этого, конечно, не случилось бы, не будь знаменитое произведение столь мелодичным само по себе. Мелодии разных настроений и тональности вообще проходят через творческое наследие Лермонтова: хорошими песнями могли бы стать многие из его строк. Видимо, так рассудили и составители сборника "Лермонтов 200 по встречной". За названием, напоминающим исключительно о группе "Тату", на самом деле скрывается попытка приобщить к Лермонтову тех, кто о нем почему-то забыл или не знал.
Читателю, не слишком хорошо знакомому с современной отечественной сценой (тем более, "независимой"), вряд ли что-то скажет большинство задействованных здесь имен. Хотя громкие все-таки есть. Это, к примеру, недавний участник "Евровидения" Петр Налич, певица Маша Макарова, бард Уриевский, группа "Фруктовый Кефир" и даже финны KYPCK - металлисты, которые прославились любовью к нашему языку, приправив его смешным акцентом. Но русской поэзии акценты только во вред - будь они языковыми или музыкальными. Убедиться в этом может любой желающий. Благо, денег за странную аудиоантологию ее авторы не просят. Она целиком доступна для прослушивания в интернете - на популярном сервисе "Яндекс. Музыка".
Многие из привлеченных к трибьюту артистов, очевидно, пошли по пути наименьшего сопротивления и набросали слова Лермонтова поверх привычного для себя поп-рока. Кто-то решил, что трехстрофнику "Кавказ" не хватает бесноватой электроники, а "Смерть Поэта" превратилась в бесформенный инструментальный джаз. Еще несколько вещей подаются в виде беспощадных по своей абсурдности "комических разрядок". Без песни "Выхожу один я на дорогу", разумеется, тоже не обошлось, и участь ее, переведенной на английский, особенно незавидна. I Come out to the Path Alone - образчик панка, уместного в пресном американском радиоформате.
Как нельзя кстати цитата из первоисточника: слушать альбом действительно "и скучно, и грустно". А иногда - просто невозможно. Музыкантов отчасти оправдывает лишь жесткий цейтнот: на то, чтобы придумать эти песни, им дали всего-то по две недели. С другой стороны, никто не мешал отказаться, как это сделал Найк Борзов - большой любитель лермонтовских стихов, явно не приветствующий подобную халатность. Внимательного человека, впрочем, настроит на нужный лад уже обложка. М.Ю. Лермонтов изображен на ней в фотографическом негативе. Содержимому это вполне соответствует: кроме негатива от этих "Двухсот по встречной" ждать решительно нечего.