Военных не впечатлили аргументы думца в пользу новой схемы комплектования армии и других силовых ведомств, которая, по мнению Журавлева, позволит "развести" в казарме солдат разных призывов. Тем самым избавит молодых ребят от дедовщины, и сократит бюджетные расходы на призывную кампанию. В военном ведомстве корреспонденту "РГ" перечислили пять факторов, свидетельствующих против необходимости подобных нововведений.
Начнем с финансирования призыва. В Минобороны уверены, что однократный набор срочников обернется для бюджета страны не экономией денег, а еще большими расходами. Ведь с ростом количества призывных команд нужно будет либо строить по всей стране новые сборные пункты, либо увеличивать пропускную способность действующих. Тот и другой варианты требуют дополнительных финансовых вливаний.
К тому же изменения в солдатском наборе неминуемо скажутся на работе медицинских комиссий военкоматов. В Минобороны уже подсчитали, что при двукратном расширении призыва установленная нормативно-правовыми актами обязательная процедура оценки здоровья будущих рядовых растянется на полгода. А это с учетом того, что к ней привлекают главным образом гражданских врачей, непозволительная роскошь. Можно, конечно, оторвать от основной работы и других медиков, но кто в этом случае будет полноценно обслуживать население в поликлиниках и больницах.
Еще один аргумент военных "против" звучит так. Сейчас ежегодно весной и осенью в строй отправляют в среднем по 150 тысяч призывников. Если одновременно послать в войска 300 тысяч новобранцев, то для их подготовки по армейским и флотским специальностям в Вооруженных силах потребуются новые учебные центры, тренировочные комплексы ВМФ, дополнительная полигонная и тренажерная база. Причем вся эта инфраструктура будет загружена только 6 месяцев в году, когда призывники станут осваивать военные специальности. В остальное время такие учебные центры, комплексы, полигоны и тренажеры окажутся невостребованными. А для поддержания их работоспособности все равно придется выкладывать немалые деньги.
Высказались в Минобороны и по поводу борьбы с дедовщиной. Там считают, что с переходом на год срочной службы это позорное явление в армии фактически себя изжило. Что же касается отдельных случаев казарменного хулиганства, то, как правило, они происходят с участием солдат одного призыва и не остаются без соответствующей реакции командования и военно-правоохранительных органов. Зато наличие в строю парней разных призывов, как показывает практика, обеспечивает преемственность традиций и передачу опыта.
Кроме того, в Минобороны обратили внимание на такой важный момент. Если солдат набирать раз в год, то изменится качественный состав воинских частей. Сейчас там служат солдаты-контрактники, призывники с армейским стажем от 6 месяцев до года и новобранцы, чья военная жизнь началась относительно недавно. Поменяй эту схему, считают войсковые командиры, и многие роты-батареи разделятся на военных профи и "зеленых" новичков. Говорить о боеготовности таких подразделений по меньшей мере полгода будет проблематично.