Ольга Петровна, в чем особенность так называемого "инвестиционного барометра", что исследуется и какими методами?
Ольга Старцева: На экономическом совете в декабре 2013 года глава государства поставил перед бизнес-объединениями задачу провести мониторинг дорожных карт, оценив уровень реализации мероприятий, направленных на улучшение инвестклимата.
Особенность "барометра" в том, что для проведения опросов не создаются никакие дополнительные структуры, не привлекаются фрилансеры. Сбор информации происходит непосредственно в процессе бизнес-деятельности. Каждый участник ведет своего рода дневник по конкретным процедурам: дата начала, дата окончания, стоимость, дополнительные услуги и траты. Например, когда приняты документы на регистрацию юрлица, когда получено свидетельство, потребовались ли услуги нотариуса... Учитывая, что закон один, а анкеты заполняются в разных регионах, сразу многое становится очевидным, в том числе коррупционная составляющая.
До конца года будет запущен специализированный портал для проведения онлайн-закупок.
Кроме того, на телевидении запущен цикл экспериментальных фильмов "Делай бизнес", где члены Клуба лидеров в роли "тайных покупателей" проверяют работу госструктур. В одной из серий, к примеру, участники заключили пари: кто быстрее зарегистрирует предприятие. Один отправился самостоятельно в налоговую, второй подал документы по Интернету, третий - через фирму-посредника. Угадайте, кто выиграл.
Кто принимает участие в контрольных закупках?
Ольга Старцева: Имена этих людей мы раскрывать не будем, могу только сказать, что анонимные анкеты не принимаются, изложенная информация проверяется.
Я уверена, что бизнесменам не только интересно, но и полезно участвовать в опросах: после регистрации анкет за ними закрепляются два куратора. Один от АСИ, отраслевой, который специализируется на определенной тематике и в случае проволочек может помочь ускорить процесс, а иногда и удешевить. Второй - региональный координатор, для быстрого реагирования на месте.
Желающим принять участие в исследовании нужно заполнить анкету на сайте Клуба лидеров либо у регионального координатора. Чтобы стать участником мониторинга, необязательно быть членом клуба или входить в какие-то общественные объединения предпринимателей. Критерий один - ты должен быть собственником бизнеса, размер которого значения не имеет.
Мониторинг ведется постоянно?
Ольга Старцева: Опросы будут проводиться на регулярной основе, итоговые отчеты по ним - публиковаться каждые полгода. Дело в том, что в бизнесе есть вещи, которые не сразу подлежат фиксации. Например, договор подписали в январе, а экспортно-импортная поставка состоится в октябре. То есть анкета уже попала в базу данных, хотя оценку работе таможни еще только предстоит выставить. Мониторингу подлежат все дорожные карты, как принятые, так и те, что появятся в будущем.
Чем же оказался недоволен бизнес, а что отметил как положительный момент в работе власти?
Ольга Старцева: Большое число респондентов отметило упрощение процедур, связанных с ведением бизнеса. В частности, 47 процентов сказали, что ввозить товары на территорию РФ стало легче и быстрее (против 18 процентов в феврале 2014 года), 97 процентов подключавшихся к энергосетям заявили, что им не пришлось дополнительно оплачивать проверку прибора учета при взаимодействии со сбытовой компанией.
Кроме того, во время опроса проводилась оценка эффективности специализированных интернет-порталов, создаваемых для удобства предпринимателей. Так, 70 процентов респондентов смогли получить информацию о свободных энергомощностях на Портал-ТП.рф, 89 процентов успешно оформили заявку на присоединение объектов мощностью до 150 кВт в электронном виде и т.д.
Положительные сдвиги наметились и в сфере госзакупок: 51 процент предпринимателей знает, что заказчик обязан создать совещательный орган, отвечающий за общественный аудит эффективности закупок. Что касается регистрации юрлиц, то 89 процентов респондентов положительно оценили отмену нотариального удостоверения заявлений при личной подаче документов в налоговую службу.
Какие дорожные карты можно назвать наиболее проблемными?
Ольга Старцева: Если в части подключения к энергосетям уже есть положительные результаты, то в строительной сфере все непросто. Полный строительный цикл в 6 месяцев не укладывается - 2-3 года, а то и дольше. Поэтому на Среднем Урале предложили разбить контрольные закупки на этапы. АСИ эту инициативу одобрило.
Будут ли полученные данные направлены в органы власти? Какой реакции вы ожидаете?
Ольга Старцева: Стратегическая цель мониторинга - совершенствование комплекса мероприятий, цель которых - формирование благоприятного бизнес-климата в регионах. Результаты первого этапа направлены президенту и в правительство РФ для дальнейшего анализа и совершенствования дорожных карт. Поверьте, реакция будет, и скорая.
Субъекты УрФО пока недооценивают этот инструмент, а вот власти Татарстана, Новосибирской, Астраханской областей отнеслись к мониторингу очень серьезно. Надо понимать, что Клуб лидеров - не массовая общественная организация, а объединение успешных, граждански активных людей с хорошей деловой репутацией, потенциальных инвесторов, которые ищут новые рынки для своего бизнеса. Они не будут устраивать "плач Ярославны": мол, все плохо, государство глухо, а готовы предлагать конкретные решения.
Справка "РГ"
Клуб лидеров - некоммерческое партнерство, созданное 3 февраля 2012 года по предложению президента РФ для продвижения инициатив бизнеса по снижению административных барьеров. Объединяет более 300 предпринимателей из всех регионов России. В него могут вступать только собственники бизнеса и только по рекомендации действующих членов НП. Председатель клуба - руководитель направления "Новый бизнес" в АСИ Артем Аветисян, куратор - помощник президента РФ Андрей Белоусов.