08.10.2014 20:54
    Рубрика:

    СвЖД не хватает средств на развитие пригородного сообщения

    Иду на работу мимо железнодорожной станции. Здесь с апреля и до самых морозов поутру привычная картина: садоводы с рюкзачками выстраиваются на платформе в ожидании электрички. Огороды всегда выручают россиян в периоды экономической нестабильности. Нас никакими санкциями не напугаешь: если картошка уродится - проживем, и не такое бывало. Государство поддерживает садоводов и огородников льготной налоговой политикой. Но едва ли не главной проблемой для них сегодня стал транспорт: бензин постоянно дорожает, а вместе с ним и билеты на автобусы.

    Наиболее надежный и безопасный вид пригородного сообщения - электропоезда. Вместительные и безотказные в любую погоду, курсирующие по расписанию и доступные по цене билета, они выручают и садоводов, и студентов, и тысячи жителей малых городов, вынужденных ездить на работу в областные центры.

    Надо сказать, что пригородные поезда популярны не только в России, но и в Европе, Японии, Китае, где активно развивается скоростное движение. Вот бы и нам довести качество техники и инфраструктуры до такого уровня! Возможно, тогда и количество автомобилей на дорогах поубавилось бы, и пробки стали меньше, а воздух - чище.

    Однако сегодня бурному развитию пригородного железнодорожного транспорта мешают нехватка средств и недостаток политической воли региональных властей, обязанных предусмотреть в бюджетах деньги на обеспечение транспортной мобильности населения.

    Железнодорожники поставлены государством в противоречивую позицию: с одной стороны, ОАО "РЖД" обязано сохранять экономическую эффективность своей деятельности, с другой - на компанию возложена огромная социальная нагрузка. Тем не менее в этой сложной ситуации она старается сделать максимум возможного для развития пригородной инфраструктуры и пассажирских перевозок.

    На Свердловской магистрали разработана и успешно реализуется программа развития пригородного комплекса. В 2014 году на реконструкцию, строительство, капитальный и текущий ремонт платформ, пассажирских зданий и вокзалов направлено 233,5 миллиона рублей (в 2013-м - 152,7 миллиона). В частности, к началу летнего сезона железнодорожники установили навесы, скамейки, урны и информационные стенды на посадочных платформах на общую сумму миллион рублей, за лето отремонтировали билетные кассы на станции Верх-Нейвинск, платформы станций Хризолитовый, Таватуй и ряда других. Скоро завершится ремонт и реконструкция вокзальных зданий на станциях Верхотурье, Билимбай, Гороблагодатская, Чусовская (Пермский край). В Пермском крае, который тоже входит в зону ответственности СвЖД, обновится целый ряд станционных платформ - Кочкино, Кишерть, Вожаково, Менделеево. Продолжаются ремонтно-реставрационные работы на вокзале Пермь-1 - это здание, кстати, является объектом культурного наследия. Большая ремонтная программа осуществляется и на объектах СвЖД в Тюменской области.

    Подвижной состав тоже постепенно обновляют. Сегодня на СвЖД не осталось старых вагонов с деревянными скамейками и сквозняками из окон: электрички оборудовали современными противопожарными системами, системами термоконтроля, установили алюминиевые оконные блоки и антивандальные диваны, термопластиковые стеновые панели. В прошлом году на модернизацию вагонов Свердловская магистраль выделила 8,7 миллиона рублей, в 2014-м - 6,4 миллиона.

    Отметим, что непосредственно на Урале производят новейшую технику для железной дороги, в частности, начался выпуск современных электропоездов "Ласточка". Если в пригородных компаниях появятся такие составы, технический уровень их парка действительно приблизится к европейскому. Но есть одно существенное "но"…

    Усилия одних железнодорожников не дадут должного эффекта, если уровень государственной поддержки (из бюджетов регионов) окажется недостаточным.

    Сегодня пригородные компании перевозят пассажиров по заниженным - социальным - тарифам, ведь билеты на электрички должны оставаться доступными для большинства жителей. Поэтому без субсидий перевозчикам не обойтись.

    Субъекты Федерации для обеспечения транспортной мобильности населения обязаны закладывать в свои бюджеты расходы на покрытие убытков пригородных компаний. Но, например, в УрФО задолженность регионов за предоставленные в 2009-2013 годах услуги перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении составила 2,5 миллиарда рублей. Перевозчики, в свою очередь, накапливают долги перед ОАО "РЖД" за пользование инфраструктурой, аренду электричек и оплату труда машинистов… Вместо развития, новых платформ и "Ласточек" приходится думать о том, как свести концы с концами.

    Сейчас по поручению президента РФ проводится работа по урегулированию задолженности регионов перед перевозчиками за предыдущие периоды и обеспечению их безубыточной деятельности в 2014 году. Железнодорожники надеются, что власти, понимая значимость мобильного перемещения жителей между населенными пунктами, позаботятся о выделении достаточных сумм на организацию транспортного обслуживания населения. Чтобы билет стоил недорого, электрички ходили часто и радовали комфортом и скоростью.

    Прямая речь

    Евгений Савостин,генеральный директор ОАО "Свердловская пригородная компания":

    Исполнение субъектами РФ обязательств по транспортному обеспечению населения является основой для формирования качественного, безопасного, современного обслуживания пассажиров и позволяет ОАО "РЖД" направлять дополнительные средства на обновление пригородной инфраструктуры и подвижного состава, развитие клиентских сервисов.