В начале октября Банк России возобновил не практиковавшиеся им с начала мая валютные интервенции на внутреннем рынке, чтобы сгладить колебания обменного курса. Начав скромно, с продажи 4 миллионов долларов, ЦБ вчера объявил о продаже сразу 980 миллионов долларов в пятницу, когда доллар в очередной раз обновил свой максимум. До мартовского рекорда (свыше 11 миллиардов долларов за день) далеко, но тоже впечатляет. Верхняя граница бивалютного коридора при этом сдвинулась с 44,4 до 44,6 рубля.
Таким образом ЦБ пытается удовлетворить повышенный спрос на валюту на внутреннем рынке со стороны компаний и банков. До конца года им нужно отдать долгов на общую сумму около 40 миллиардов долларов. Почти все это - деньги, которые они бы нашли на западных рынках капитала, но они практически закрыты для России в результате санкций, объясняет профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ "Высшая школа экономики" Александр Абрамов. Только по итогам первого полугодия наши компании сократили финансирование за рубежом на 65 миллиардов долларов. Курс рубля толкает вниз и подешевевшая нефть.
По всему видно, что Банк России возобновил трату валютных резервов на поддержание курса рубля крайне неохотно. Там опасаются, что пользы большой это не принесет, механизм экономического роста не реанимирует, а 20-30 миллиардов долларов, которыми можно было бы основательно поддержать рубль, лишними потом никак не окажутся. И эту позицию можно понять.
Другое дело, что банки принимают депозиты под очень низкие проценты и тем самым загоняют население на валютный рынок. Вклад в банк под 6,2 процента годовых при инфляции в 7,5 процента теряет смысл даже при своей железобетонной надежности. Вот почему за 8 месяцев этого года объем депозитов вырос всего на 3 процента. А то, что оказалось "лишним", население вложило в валюту, увеличив спрос на нее, и сыграв на понижение рубля.
У ЦБ есть много рычагов влияния, чтобы вновь пробудить интерес банков к привлечению денежных средств у населения, считает собеседник "РГ". Например, он может сократить объемы рефинансирования.
В этих условиях также вероятно новое повышение ключевой ставки, которая и так с конца июля находится на высоком 8-процентном уровне. Жесткая политика ЦБ, благодаря которой он сдерживает темпы инфляции, может перестать работать, если не будет опираться на изменения в деловом климате в стране, на ответную реакцию предпринимателей и населения, предупреждает эксперт.