07.10.2014 23:09
    Поделиться

    В Петербурге провели параллели в творчестве Достоевского и Солженицына

    В Петербурге открылась выставка "Достоевский и Солженицын. Скрещения судеб и творчества". Создатели экспозиции постарались найти параллели в жизни двух великих писателей, показать их внутренний диалог с помощью личных вещей и созвучных цитат.

    Новая экспозиция расположилась в Литературно-мемориальном музее Достоевского. В небольшом выставочном зале не так уж много предметов и стендов - авторы осознанно сделали акцент только на самых точных, "самых рифмующихся" событиях в жизни двух писателей. Первый раздел выставки посвящен общему и важному для литераторов понятию - "тюрьма". Здесь представлены кандалы Достоевского из Омского острога, его знаменитая "Сибирская тетрадь", запись рассказа об аресте. Из вещей Солженицына можно увидеть подлинную телогрейку с известным номером "Щ-262", лагерный дневничок, страницы рукописи "Архипелаг ГУЛАГ". Посетители могут даже представить, как выглядели оба писателя в годы испытаний, - в собрании присутствуют фотографии и карандашные портреты, сделанные их друзьями.

    Вторая часть выставки главным образом сконцентрирована на литературном наследии Достоевского и Солженицына. Гости музея увидят книги, рукописи, материалы самиздата, иллюстрации к "Запискам из Мертвого дома" и "Архипелагу ГУЛАГ". А творческие рукописи Солженицына каждый сможет пролистать на большом мониторе, в интерактивном режиме. По ходу экспозиции гостей направляют многочисленные цитаты из художественных произведений и публицистических статей, цель которых - акцентировать внимание на творческой и мировоззренческой близости писателей.

    - К этой выставке мы шли очень долго. Путь был непростым, как и сама тема. Честно говоря, гораздо проще было бы сделать обычную биографическую экспозицию, но мы осознанно затачивали проект на то, чтобы понять, в чем же именно это скрещение судеб и творчества? - рассказывает директор музея, автор экспозиции Наталья Ашимбаева. - Мы сделали акцент на ключевых моментах, которые позволяют понять, что внутренний диалог у Достоевского с Солженицыным продолжался на протяжении всей жизни.

    - Только войдя в зал, я попал в особенную атмосферу, насыщенную каким-то электричеством, - говорит литератор, публицист Яков Гордин. - Одного соприкосновения взглядом с этими людьми, изображенными на фотографиях и иллюстрациях, хватает, чтобы оказаться внутри России со всей ее судьбой, ощутить ее цельность. Мы должны знать, что у нас существует великая триада: Достоевский, Толстой, Солженицын. Это фундамент, на котором мы прочно стоим, и сломать его непросто.

    Стоит сказать, что среди представленных на выставке экспонатов часть принадлежит петербургскому музею Достоевского. Большинство же предметов, касающихся Солженицына, взяты у вдовы писателя Наталии Дмитриевны.

    - Публично, печатно о сходстве этих писателей никто никогда не говорил. И Достоевский, и Солженицын думали о судьбах России, имели страстное желание понять место своей страны в мире, - подчеркнула на открытии выставки Наталия Солженицына. - Это было в них и до тюрьмы. Оба они умели "повернуть зрачки внутрь", а любую беду начинать понимать с себя.

    По словам создателей экспозиции, еще часть идей в выставку не уместились - слишком много рифм в жизни писателей. Но главное показать все же удалось.

    Поделиться