Суть нововведения в том, чтобы все частные перевозчики перешли на работу по госконтрактам. "Сегодня маршрутное такси является самым дорогим, опасным и неудобным видом транспорта", - утверждает заммэра. Ежедневно на московские улицы выходит более 4,5 тысячи маршруток коммерческих перевозчиков. По большей части весь этот автопарк давно устарел и портит воздух двигателями класса ЕВРО-2, тогда как городские автобусы в большинстве своем уже перешли на ЕВРО-5. Маршрутки не предоставляют льгот, паркуются, где попало, создавая заторы, и из-за изношенности и низкой квалификации водителей часто попадают в аварии. По подсчетам департамента транспорта, услугами частных перевозчиков в Москве пользуются порядка 0,45 млрд человек, или почти четверть пассажиров, передвигающихся наземным транспортом. При этом самая высокая аварийность именно у маршруток. На 100 тысяч пассажиров автобусов в прошлом году пришлось 34 пострадавших в ДТП, а на такое же количество пассажиров маршруток - уже 86. "Ежегодно в дороге погибают 20 пассажиров маршруток, более 200 получают травмы", - говорит Ликсутов. Если город не возьмет частных перевозчиков под свое крыло, ситуация в этом сегменте транспортного рынка не изменится.
Госконтракты, которые дептранс намерен заключать с перевозчиками, подразумевает работу по единому образцу. А это и смена разбитого автопарка на современные автобусы малой и средней вместимости, оборудованные кондиционером и доступные для маломобильных групп населения. Планируется, что все маршрутки по примеру желтых такси покрасят в один цвет, чтобы издалека было видно - едет легитимный перевозчик. И возможность кататься по городскому тарифному меню, пользуясь всеми льготами и билетами. Сегодня одна поездка в маршрутке обходится в 35 рублей. А в автобусе, троллейбусе и трамвае при покупке "долгого" билета ТАТ - в 14. Нетрудно посчитать, что если в маршрутках начнут принимать к оплате ТАТы, годовая экономия пассажира при двух поездках в день составит порядка 8 тысяч рублей.
Интегрировавшись в городскую систему управления транспортом, коммерческие перевозчики смогут переложить часть своих затрат на бюджет. По словам Ликсутова, столичные власти готовы оплачивать маршрутному такси создание дополнительных пассажирских мест, то есть помогать с приобретением новых автобусов и увеличивать стоимость госконтракта, в которую, ко всему прочему, входит и заработная плата водителей. Но только на условиях их безупречной работы - движения строго по расписанию, соблюдения ПДД, отсутствие жалоб от пассажиров. В противном случае финансирование перевозчика, который по новым правилам все вырученные за продажу билетов деньги должен отдавать в городскую казну, будет урезаться вплоть до расторжения госконтракта. Заммэра считает, что нововведения частников не разорят и рынок коммерческих перевозок в столице останется на уровне имеющихся сегодня 30%.
Первые маршрутные "ласточки" нового образца выйдут на улицы города уже следующим летом, обещает Максим Ликсутов.