А потому по дороге к храму всегда стороной обходила раскладной столик и стенд с его работами. А когда все-таки подошла, долго не могла оторваться - такой глубиной повеяло от листов фотографической бумаги. Разговорились. Так началось наше знакомство с Виктором Пахомовым. Было это лет десять назад.
С тех пор, бывая на благоухающем разнотравьем заливном лугу, стараюсь посетить его фотогалерею под открытым небом. И, полюбовавшись изящной церковью, смотрящейся в заросшее кувшинками чистое озерцо, сделать для себя ее очередное открытие. Глазами фотохудожника.
Если рассуждать категориями книги Гиннесса, то Виктор Пахомов давно побил своеобразный мировой рекорд. Никто не сделал столько фотографий памятника ЮНЕСКО, сколько он. Никто не провел столько времени наедине с этой жемчужиной белокаменного древнерусского зодчества.
Как получилось, что храм Покрова на Нерли стал его единственной натурой, пожалуй, до конца не объяснимо и для самого фотохудожника. По его глубокому убеждению, это не застывший в своем совершенстве памятник. Каждый день он меняется вместе с природой и по-своему великолепен, а потому не утрачивает для творческого человека своей притягательной силы.
Весной и летом, осенью и зимой, в зной и мороз, в туман и в ясную погоду, утром и глубокой ночью он ищет неожиданные ракурсы, новые точки съемки, свои восходы и закаты. Терпеливо ждет, когда в небе над древним куполом загорится тонкий серп луны, закатный солнечный свет отразится в окне или полупрозрачное покрывало тумана окутает стены. И дает нам возможность увидеть храм таким, каким мы сами его не увидели бы, возможно, никогда.
Люди, приехавшие из турпоездки по Владимирской земле, нередко дарят альбомы Пахомова с фотографиями храма своим родным и друзьям. А те, получив такой подарок, в свою очередь, тоже стремятся увидеть древний памятник.
- Один мужчина рассказывал мне, что пять лет ему снилось, как плывет к храму Покрова, - рассказывает фотохудожник. - Специально прилетел из Барнаула в 2013 году и все-таки увидел половодье…
У каждого своя дорога к этому храму. Для уроженца пригородного владимирского поселка Боголюбово она началась еще в детстве. Как-то отец взял Виктора с собой на рыбалку, и неожиданно выплывший из тумана храм Покрова показался ему чудом. Тогда и взял в руки фотоаппарат дяди. А выучившись на художника в Суздале, стал снимать его профессионально и не смог оторваться, почувствовав в этом свое жизненное призвание.
- Я понял, что здесь особенное место, к которому надо подходить с ювелирной точностью, нельзя махать топором, - размышляет Виктор, присев под старинной липой у Покрова.
А ведь были годы, когда топором здесь махали в самом прямом смысле! Пьяные компании рубили деревья на дрова, жгли костры, пировали, оставляя после себя горы мусора. Колеса машин распахивали заповедный луг с уникальным разнотравьем. В иные дни здесь "бросали якорь" десятки легковушек с такими отдыхающими. К счастью, эти времена позади. Несколько лет назад тут создан историко-ландшафтный комплекс регионального значения "Боголюбовский луг - церковь Покрова на Нерли".
- Сейчас на лугу чистота, тишина, и мы имеем возможность созерцать храм, - доволен Пахомов. - Хорошо вписалась в пейзаж и дорожка из дикого камня. От людей, которые сюда приходят, слышим только хорошее.
За многие годы фотохудожник сделал тысячи снимков храма, но самыми удачными считает не более шести десятков фотографий.
- А какая, по-твоему, самая необычная? - спрашиваю его.
- Когда мне удалось снять первый туман, - отвечает не задумываясь.
Эту зимнюю фотографию я увидела лет 10 назад. Два припорошенных вяза, легкий снежок чуть прикрывает траву на лугу, а дальше - церковь, окутанная туманом и словно парящая над землей. Оказывается, это не случайная удача фотохудожника, а продуманный шаг.
- Первый снег всегда дает выпарку, потому что земля еще не промерзла и его не принимает, отдает тепло, - объясняет Пахомов. - Вот и получается, что церковь словно парит в воздухе. Но "высота" тумана зависит и от времени суток, и от состояния верхних слоев атмосферы. Такое явление бывает несколько дней в году. Удалось поймать его в 1999 году. Пытался повторить, но пока не получается.
Самое любимое время, признается фотограф, - весенний разлив, когда на лугу у храма сливают свои воды Нерль и Клязьма. Это явление наблюдалось здесь два года подряд - в 2012 и 2013 годах. А вообще, классикой жанра стала его фотография храма в разлив 2001 года. Кстати, она больше всего нравится и туристам. Храм здесь не типичный, на фоне большой воды, какие обычно делают с моторной лодки, а сверху. Чтобы запечатлеть вековечную гармонию церкви Покрова, фотохудожнику пришлось забираться на самый верх опоры высоковольтной линии электропередачи (прошлым летом он повторил рискованную попытку - снимок перед вами). Кстати, эту линию власти пообещали к 2018 году перенести подальше от всемирно известного памятника. Но ни на одной фотографии Виктора Пахомова ее и так не увидеть.
Справка "РГ"
Храм Покрова построен по велению Андрея Боголюбского в 1165 году всего за несколько месяцев, с апреля по октябрь. На северо-востоке Древней Руси, где климат суров, не строили зданий зимой. Он находится в низком месте, окруженном водами рек Нерль и Клязьма, чрезвычайно неподходящем для строительства. Но для князя Андрея оно было стратегически важным. Отсюда он мог контролировать основные водные пути своих обширных Владимиро-Суздальских владений. Зодчие, чтобы вознести храм над уровнем разлива, достигавшим высоты 3,5 метра, нашли единственно правильное решение - соорудили искусственный насыпной холм, в толще которого заложили прочный фундамент. По легенде, каждый десятый камень дани, которой князь Андрей обложил булгар после их разгрома, оставляли именно в том месте, где вскоре в честь его победы было возведено это архитектурное чудо Русской земли. Церковь Покрова-на-Нерли - самый первый в России из всех ныне многочисленных храмов с таким же названием.