09.10.2014 14:35
    Поделиться

    Введение формы в школах стало для нижегородцев головной болью

    Ученикам предписано приходить на уроки в однотипной одежде, но иногда из этого правила возможны исключения
    Первое сентября давно позади, но к началу учебного года родители нижегородских школьников все еще готовятся.

    Папы и мамы учеников одного из лицеев до сих пор докупают школьную форму: швейная фабрика, с которой заключен договор на поставку костюмов, не успела вовремя выполнить заказ.

    - В мае по классам ходили представители фабрики, снимали мерки с детей, все делалось обстоятельно, - рассказывает Анатолий Владимиров, отец одного из учеников лицея. - Форма у нас не первый год, но до этого все покупали сами, кто что захочет. Главное требование - темно-синий цвет пиджаков, брюк, жилеток. А сейчас решили всем пошить одинаковую. Дело в общем-то хорошее. Весной собирали деньги на эту форму: кто-то тысячу рублей сдал, кто-то полную сумму , кто-то вообще ничего - аванс был не обязателен. Нам указали адрес, по которому можно эту форму летом получить. Приходили мы в июле, в начале августа - формы нет. К концу лета завезли - там выстроились очереди. Уже ни о каких мерках никто не вспоминал. Причем то размеры не все, то брюки есть, пиджаков нет, то одни жилетки в наличии. В общем, большая часть родителей купили, как и раньше, форму сами - темно-синие костюмы.

    Школьная форма - только один из множества вопросов, волнующих родителей учеников.

    Ответить на них корреспондент "РГ" попросила Виктора Шмелева, начальника отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области.

    Многие ли школы не получили форму к началу учебного года? В редакцию поступило более 30 обращений о том, что сшить ее к 1 сентября не успели.

    Виктор Шмелев: Во всех без исключения школах приняты локальные акты о введении в образовательной организации школьной формы. Где-то строго описано, какой она должна быть, где-то ограничились формулировкой "черный низ, светлый верх". Законодательная база позволяет школе регулировать этот вопрос так, как приемлемо именно данной школе.

    Теперь о том, кто же решает, какая будет форма. Вопрос этот находится в ведении общешкольных родительских комитетов или любого другого государственно-общественного органа управления школой. Именно они принимают решение о том, какая форма будет в школе. Родители самостоятельно определяют механизм приобретения школьной формы для своего ребенка. И здесь тоже вариантов решений много: в одних школах каждый родитель покупает форму своему ребенку самостоятельно, в других - комплекты одежды выкупаются партиями на весь класс или даже параллель. Могут быть ситуации, когда швейная фабрика не успела к 1 сентября изготовить заказ. К сожалению, в одном из лицеев областного центра такое случилось.

    При этом ни в одной школе нет такого, чтобы ребенка не пускали на уроки только потому, что у него нет формы, в министерство не поступало ни одного обращения по данной проблеме. А родительским комитетам стоит более тщательно и взвешенно относиться к выбору исполнителя и при необходимости предъявлять претензии швейной фабрике.

    Есть ли требования к качеству и составу ткани, из которой шьют форму?

    Виктор Шмелев: Есть жесткие санитарные правила и нормы. Они содержат параметры состава ткани и наиболее благоприятные цвета. Не секрет, что цветовая гамма (в том числе и формы), окружающая школьника, влияет на зрение и психологическое состояние. Именно в связи с этим данному вопросу уделяется очень много внимания: все, кто занимается производством школьной формы, должны иметь сертификат. Есть перечень предприятий, которые производят сертифицированную школьную одежду. Он доведен до всех районов области, и мы надеемся, что эти предприятия известны каждому родителю.

    Могут ли дети вместо обычных бумажных учебников приносить на уроки планшеты, на которые эти учебники закачаны? Дело в том, что ранцы, по мнению родителей, весят иногда 7-8 килограммов.

    Виктор Шмелев: Использовать гаджеты вместо учебников школьники могут. Но мне хотелось бы, чтобы родители, прежде чем заменять традиционные учебники планшетом, посмотрели на эту ситуацию со всех сторон. Предположим, что вы обеспокоены весом ранца, который отрицательно влияет на осанку ребенка. Но вначале возьмите под контроль содержание этого ранца. Нередко дети забывают выложить часть учебников предыдущего дня и носят с собой книгу, которая вполне могла остаться дома. Есть и другой аспект - вас беспокоит осанка ребенка, но неужели вы думаете, что постоянно смотреть в экран гаджета безвредно? И где гарантия, что ребенок будет смотреть в этот экран только на уроке? На перемене ведь можно вместо обычной беготни по коридорам поиграть на планшете. В перспективе мы планируем внедрять гаджеты в образовательный процесс, соблюдая санитарные нормы и чувство меры.

    А если иметь два комплекта учебников: один - дома, второй - в классе?

    Виктор Шмелев: Мы не против. Но кто будет закупать этот второй комплект? Правительство Нижегородской области более 10 лет обеспечивает всех школьников региона бесплатными учебниками. Так обстоят дела далеко не во всех субъектах РФ. Право родителей решить вопрос второго комплекта учебников самостоятельно и добровольно, но сумма будет немаленькая.

    Много вопросов приходит о том, что собирают деньги "на охрану". Сколько должны сдавать родители?

    Виктор Шмелев: Ряд школ находят средства, чтобы оплатить эту статью расходов из школьного бюджета или фонда попечителей. Чаще всего решение принимает общешкольный родительский комитет. Исходя из договора и локального акта, определяется размер платы каждого родителя. При этом важно, чтобы не пострадали интересы малообеспеченных и многодетных семей. Там, где разумно подходят к этому вопросу, родители, у которых в школе учатся двое детей, обычно платят 50 процентов от установленной суммы, а если трое или больше детей, то эти семьи освобождаются от оплаты.

    Поделиться