Минкульт РФ возьмет под контроль самарские памятники архитектуры

Спасти "веками сложившийся облик купеческой столицы Поволжья" Самары требует Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Челобитная в историю

С открытым письмом к главе Министерства культуры Владимиру Мединскому обратилась председатель ВООПИиК, член совета при президенте РФ по культуре и искусству Галина Маланичева. В опубликованном на сайте организации документе говорится, что проведенная проверка выявила "беспрецедентно низкий уровень государственной охраны историко-культурного наследия в регионе".

"В период 2002-2008 годов в Самаре было взято на учет большое количество памятников регионального значения. Однако в дальнейшем, без каких-либо должных оснований, министерством культуры Самарской области были отменены приказы о постановке на учет более чем 600 памятников, в связи с чем объекты приобрели статус "вновь выявленных". По большинству таких памятников (свыше 450) в 2012-2014 годах были приняты решения об отказе во включении их в единый госреестр, хотя многие из них обладают несомненной историко-культурной ценностью", - указывается в обращении.

Необоснованность этих решений подтверждается и тем, что ранее в рамках госконтрактов на многие из них были разработаны охранные зоны (только в 2012 году в отношении 202 объектов культурного наследия). Несмотря на потраченные бюджетные средства, охранные зоны в дальнейшем утверждены не были. Особую тревогу членов ВООПИиК вызывает тот факт, что лишенные охранного статуса памятники находятся в одной из наиболее инвестиционно - привлекательных частей города и попадают в предполагаемую зону коммерческой застройки.

В Минкультуры РФ уже сообщили, что намерены взять ситуацию под свой контроль и даже проведут в Самарской области необходимые проверки.

Лишенные охранного статуса памятники находятся в наиболее привлекательной исторической части Самары. Большинство из них попадают в предполагаемую зону коммерческой застройки

По старым адресам

Только последним Постановлением регионального правительства от 01.09.2014 г. N 533 охранного статуса, по данным ВООПИиК, лишился 51 объект. Среди которых и такие уникальные здания, как усадьба в стиле модерн московского архитектора А. Зеленко 1902 года постройки (ул. Самарская, 179), каменная мельница П.М.Журавлева XIX века (ул.А.Толстого, 128).

"Вследствие исключения памятников из реестра они приходят в негодность и разрушаются. Аналогичная ситуация складывается и в отношении памятников, имеющих статус объектов культурного наследия федерального значения, сохранность которых является неудовлетворительной. Велика угроза окончательной утраты таких жемчужин русского зодчества, как особняк В.М. Сурошникова (архитектор Ф.Шехтель, ул. Пионерская, 22/41), особняк Неронова (Пионерская, 19а), особняк Субботиной-Маркинсон (ул.А.Толстого, 30), здание реального училища, где учились А.Толстой, Г. Кржижановский (ул.А.Толстого, 31-33) и многих других", - сказано в обращении.

К чему может привести снятие охранных обременений с памятников, еще несколько лет назад предупреждал заслуженный архитектор России Ваган Каркарьян:

- Правительство развязывает руки себе и застройщикам. Вместо того чтобы гордиться тем, что у нас еще осталось много ценной архитектуры, ансамблей, памятников, сохранилась историческая среда, чиновники стараются от них избавляться. Бесконечно переделываются проекты охранных зон памятников, в итоге эти зоны сжимаются, разрушается историческая среда. Должна быть одна граница для старого города - улица Полевая - и внутри нее можно строить не выше шести этажей, - предостерегал ныне покойный профессор архитектуры, но его мало кто услышал...

- В итоге, если в Самаре еще несколько лет назад было порядка 2000 памятников, то осталось всего 288. По сути, мы лишились 80 процентов нашего наследия, - констатирует бывший главный архитектор города Виталий Стадников.

Например, комплекс зданий Оренбургской экспедиции, снятый с охраны минкультом в 2010 году, уже разрушен. Одной из крупнейших утрат последних лет стал особняк Аржанова. До сих пор вызывает вопросы и снос здания старого железнодорожного вокзала, постройки XIX века, который можно было превратить в музейно-культурный объект.

Бумага все стерпит

Впрочем, охранный статус еще не гарантирует сохранности. Достаточно вспомнить, как была в одночасье стерта с лица земли баня купца Лебедева, являвшаяся объектом культурного наследия регионального значения. Построенное в 1912 году на улице Арцыбушевской здание в одночасье снесла владевшая им частная фирма, возведя на его месте монстра о 24 этажах. Расследование инцидента в итоге закончилось ничем. Но даже если бы хозяевам пришлось ответить по всей строгости российского закона, то за "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры" согласно статье 243 УК РФ им бы грозил штраф на сумму до 200 тысяч рублей или лишение свободы сроком на два года. Не так уж и много! Может, поэтому Самара, по оценкам экспертов, ежегодно теряет до 30 памятников архитектуры регионального значения.

Многие уникальные здания разрушаются сами, поскольку нет средств на их реставрацию. Причем речь идет как о домах, в которых продолжают жить люди, например доходные дома Челышева, так и давно отселенные. Молчаливым укором власти у современного здания банка на улице Самарской стоит дом Маштакова, являющийся памятником деревянного зодчества. Были планы по его переносу на другое место (здесь должна расположиться станция самарского метро), созданию в особняке музея купеческого быта и даже проведению лотереи для сбора средств на реставрацию. Но дальше "веселых картинок о сохранении старого города", которые разместили на окружающем его заборе, дело не пошло.

Но даже уцелевшие памятники архитектуры на фоне современных небоскребов в стиле хай-тек выпадают из исторического контекста, что равносильно их уничтожению. При этом чем больше Самара теряет свое лицо "купеческой столицы Поволжья", тем громче голоса чиновников о необходимости повышать туристическую привлекательность региона.

Вопрос с бородой - ответ не найден

Надеяться в деле спасения старины только на государство не приходится. Решить проблему можно лишь объединив усилия власти, бизнеса и самих горожан. Правда, пока интересы этих групп редко совпадают. Эксперты же предлагают разные варианты развития городской среды, без уничтожения исторического ядра. Один из них - сохранение фасадов зданий и строительство с их использованием современных объектов. Другой вариант, прописанный в генплане города, - создание музея на острове Коровий. Это своеобразная резервация для памятников, которые в связи с развитием города уже не могут находиться на своем прежнем месте. Но от утопичного перемещения старины отказались.

Куда реалистичнее сегодня выглядит передача памятников архитектуры в частные руки. Цена выкупа или арендная плата может быть при этом чисто символической, за это новый владелец возьмет на себя обязательства по полному восстановлению и сохранению объекта.

- Разговоры о том, что, сняв памятник с охраны, легче подыскать ему нового хозяина, от лукавого. Это неминуемо приведет к сносу старого дома, - уверен Стадников. - Просто местная власть должна научиться работать с памятниками и охранными зонами. Но сегодня застройщики всеми силами экономят на архитекторах, здания даже в особо ценных территориях проектируют малосведущие люди.

В ходе своего визита в Самару осенью прошлого года Владимир Мединский, говоря о впечатлении, которое сложилось у него от города, отметил: "Самое главное - не покрасить фасад, а наполнить эти памятники жизнью. Мне понравилось, что все памятники, которые мы посмотрели, в перспективе имеют очень хорошую концепцию развития. У каждого из них - своя история и свое будущее". Остается надеяться, что эти слова министра станут стимулом к реальным действиям властей по сохранению исторического наследия, а не сигналом к лакировке фасадов. Впрочем, в Самаре подчас и до этого руки не доходят, разрушающиеся памятники просто укрывают баннерами, имитирующими исторический облик.

Крепостной спор

В августе этого года группа археологов обнаружила в районе Хлебной площади фрагменты деревянной крепости, построенной, предположительно, в 1706 году. Остатки укрепления находились в прекрасном состоянии, и археологи приняли решение углублять и расширять раскоп для его дальнейшего изучения. Однако в начале осени вплотную встал вопрос о консервировании, что позволило бы спасти бревенчатую конструкцию от разрушения дождем и морозами. Принципиальное решение о консервации было принято мэром Дмитрием Азаровым, но оформить его юридически может только областной минкульт, поскольку земля находится в ведении региона. Если же такого решения не будет, то ученые должны возвратить участок городу в первозданном виде в ближайшее время. то есть просто... все закопать.

У экспертов нет сомнений в том, что остатки крепости представляют историческую и археологическую ценность для Самары и после изучения могут стать привлекательным туристическим и образовательным объектом. Но вот сомнения в том, что их удастся сохранить для потомков, остаются.

"Министерством культуры Самарской области по непонятным причинам до сих пор не поставлен на государственную охрану уникальный памятник археологии - фундамент крепости "Самара" 1702 г., обнаруженный на Хлебной площади. Мы не можем исключить, что это связано с планируемым строительством в данной зоне крупного торгового центра", - говорится в обращении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.