Новосибирские рыбопереработчики готовы компенсировать эмбарго

Ограничения на ввоз продовольствия из Еврозоюза, США и ряда других стран, прежде всего, в Новосибирской области должны были отразиться на поставках рыбной продукции. Корреспондент "РГ" побывала на старейшем рыбоперерабатывающем предприятии Сибири и убедилась, что проблемы с обеспечением потребительского рынка - не в ограничениях, а в политике торговых сетей.

Найдется немало новосибирцев, которые искренне удивятся, если им скажут, что в городе есть рыбоперерабатывающий завод. В числе приоритетных отраслей экономики Новосибирской области - машиностроение, легкая и обрабатывающая промышленности, научные центры, биотехнологический кластер, производство нанокерамики, но не переработка рыбы. Тем не менее предприятие "Новосибирскрыба", созданное в 1976 году, все это время оставалось одним из самых стабильно работающих в своей сфере. Раньше здесь выпускали двадцать тонн продукции в сутки, полностью обеспечивая Новосибирскую область. Сейчас объемы производства - коммерческая тайна. Но специалисты утверждают, что это - единственное отраслевое предприятие от Урала до Сахалина, выжившее после перестройки.

Здание, проходная, камеры 18-метровой высоты, где производят копчение естественным путем, - все здесь еще с советских времен. При виде буклетов, разложенных на столе директора предприятия Геннадия Лопатина, текут слюнки.

- Я редко встречаю вашу продукцию в магазинах. Есть импортная, есть привозная из регионов, от других производителей, но не наша, - говорю при взгляде на нарезку из красной рыбы, на копченую, соленую, вяленую и пряную рыбу.

Помнится, буквально через неделю после введения санкций в одном из специализированных магазинов снова ощутила себя в 90-х годах: там, где на днях красовались форель с семгой, одиноко покачивался местный окунь. Правда, друзья и коллеги быстро успокоили: мол, зашла не в тот день. На самом деле в магазинах все есть. И все свежее - и дорада, и горбуша. А на рынках про санкции вовсе не слышали и продолжают торговать запасенной семгой.

- То, что народ лишится семги или форели, сожалеть не нужно. Рыба дорогая, а ценного в ней нет ничего, так как она выращена на искусственных кормах, - заметил Геннадий Лопатин.

По его словам, "коммерсанты уже подсуетились и налаживают поставки красной рыбы из Чили". На заводе из-за этого не переживают, так как его поставщики еще до санкций возили рыбу из разных стран. Сырье на предприятие поступает с Дальнего Востока, из Мурманска, Исландии, Чили, Испании, с Фарерских островов через Санкт-Петербург и Москву. В деревянной камере подсушиваются байкальский омуль и ирландская мойва, которую ни с какой другой не спутаешь - она вся одинакового размера.

- Интересно, как дальневосточники распорядятся лососевой рыбой, ведь экспортные объемы никто не снижал. Цены на их продукцию уже подскочили на 40-45 процентов, - продолжает руководитель предприятия.

Даже в самые благоприятные для экономики времена уровень рентабельности в рыбоперерабатывающей отрасли был невысоким, от силы три-четыре процента. На этом уровне держится и сейчас. В нынешней непростой ситуации поставщики, розничные торговцы подняли цены на продукцию в среднем на сорок процентов. Самая большая статья в калькуляции цены на рыбу - стоимость сырья. Транс-портная составляющая при этом невелика - в восемь рублей обойдется перевозка одного кило-грамма из Санкт-Петербурга в Новосибирск. Впрочем, заместитель директора предприятия Лидия Молодина замечает, что восемь рублей не столь заметны, если килограмм рыбы стоит от трехсот рублей, а вот в цене килограмма селедки они уже ощутимы. Помимо закупочных цен, на повышение стоимости рыбной продукции влияет рост курса доллара, от которого напрямую зависят цены на импортное сырье.

И уже понятно, что в нынешнюю путину цена будет другой.

Так или иначе, лососевые виды занимают на региональном рынке от силы десять-двадцать процентов. В основном потребитель предпочитает так называемые "народные" виды рыб - сардину, скумбрию, сельдь, пелядь. Если окунь, карась, плотва, щука доставляются с местных озер в Купинском, Барабинском районах, то, например, сазана везут из Астрахани, Таганрога. На заводе говорят, что привозной рублей на двадцать дешевле, чем местный. Судака тоже приходится возить - в Оби его почти не осталось. В свое время Геннадий Лопатин лично закупал мальков и зарыблял озера в Курганской и Тюменской областях. И уже оттуда везли замороженную рыбу. Почему не в Новосибирской области зарыбляли? Все дело во внимании и поддержке, которую оказывает власть рыбохозяйственной деятельности.

Нарастить мощности предприятию не проблема: холодильные камеры рассчитаны на четыреста тонн сырья. Но переработчики вынуждены выпускать столько продукции, сколько заказывает торговля.

- Мы работаем по заявке. А могли бы продать и больше. По-этому нет оснований для переживаний, что новосибирцам не хватит рыбы. Был бы спрос, - рассуждает Геннадий Лопатин.

К примеру, в прошлом году одна торговая сеть вернула 23 процента от общего объема продукции, которую ей поставил завод.

- Я спрашиваю у них: как же так, почему возвращаете продукцию? Говорят, вышли сроки хранения. Дело в том, что сети подают необоснованные заявки, а условий для хранения нет. Вышли сроки - забирай. И так каждый месяц. Если сложить все наши риски, то перерабатывать невыгодно. Мы не можем реализовать те объемы, которые могли бы выпускать, - замечает директор.

Следует признать, что и на рынке теперь уже представлен не один переработчик, а десятки. Многие заменили традиционные технологии копчения и соления на "окраску" рыбы жидким дымом - процесс быстрый, не требует больших затрат и позволяет наращивать обороты с меньшими издержками. Зайти в новые торговые сети тоже не так просто. Городские власти пообещали разобраться с этой проблемой.

- Подумаем, что можно сделать, чтобы предприятие вышло на полную загрузку. Возможно участие в конкурсах на поставку продукции в различные муниципальные учреждения, - отметил мэр Новосибирска Анатолий Локоть.

В региональном минпромторге сообщили, что идут переговоры с торговыми сетями и специализированными магазинами о поставках на их прилавки местной рыбной продукции. Ею, например, будут торговать в новом магазине, который откроют в середине октября в поселке Чаны.

Кроме того, рассматривается вопрос о финансовой поддержке рыбопереработчиков, приобретающих холодильное оборудование для доставки и хранения продукции. По словам представителей торговых сетей, сейчас они договариваются о прямых поставках рыбы с Дальнего Востока, что позволит обеспечить необходимое количество товара на прилавках и стабилизировать цены.

Комментарий

Юрий Марченко, руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области:

- Для увеличения объемов местной рыбной продукции на продовольственном рынке региона основной упор делаем на участие производителей в ярмарках, создание дополнительных торговых точек для них, а также на открытие ими собственных магазинов. В сентябре этого года рыбоводы реализовали 133,2 тонны рыбы, в том числе 84,7 - карпа, 33 - толстолобика, 14 - белого амура и 1,5 тонны сазана. При посредничестве областного минпромторга достигнута договоренность с рыбохозяйственными предприятиями о дополнительных поставках на продовольственный рынок региона пятисот тонн рыбы местного производства.

Справка "РГ"

Специализированные рыбоводные пруды в Новосибирской области занимают площадь 3,5 тысячи гектаров. По итогам 2013 года в пресноводных водоемах региона добыто почти шесть тысяч тонн рыбы, в том числе в порядке промышленного рыболовства - свыше четырех тысяч тонн.

В 2014 году планируется добыть на 500 тонн больше. К 2020-му объем добычи может увеличиться до 15-20 тысяч тонн в год. Государственная поддержка рыбоводной деятельности в 2014-м составила 40 миллионов рублей.