08.10.2014 23:24
    Поделиться

    Пенсионера наказали за полеты на самодельном самолете без разрешения

    Госавианадзор оштрафовал на 4 тыс. рублей жителя Челябинской области за управление воздушным судном, не прошедшим государственную регистрацию. 67-летний пенсионер испытывал в небе над Омском самостоятельно собранный самолет.

    Легкомоторный аппарат, нарезающий круги над омским поселком Марьяновка, заметили транспортные прокуроры. Надо сказать, что омичи время от времени пытаются подняться в небо на самодельных агрегатах. Недавно в Исилькуле сельчанин парил среди облаков на лично сконструированном мотопараплане. Кое-как уговорили спуститься. А в Кормиловке учитель труда собрал одномоторку и не только бороздил на ней воздушное пространство, но еще и катал односельчан - с ветерком и матерком.

    - В Марьяновке раньше находился аэродром ДОСААФ, - рассказал "РГ" помощник Омского транспортного прокурора Александр Люфт. - Он давно закрыт, но любители полетать периодически там появляются.

    Когда самолет приземлился на посадочную площадку, "летчика-испытателя" уже встречали сотрудники правоохранительных органов. Как выяснилось, за штурвалом сидел 67-летний пенсионер из Челябинска Николай Петров (фамилия изменена. - Ред.). Но у пилота не оказалось ни разрешения на полеты, ни документов на воздушное судно и право им управления. "На самолете не было даже регистрационных номеров", - замечает Александр Люфт.

    Впрочем, как выяснилось, удостоверение пилота у Петрова все-таки имелось. Пенсионер оказался выпускником учебно-тренировочного центра челябинской авиакомпании "ЧелАвиа", где занимаются подготовкой пилотов-любителей. На вопросы корреспондента "РГ" о том, как его выпускник оказался в небе над сибирским поселком, да еще без документов на право управления самолетом, в центре отвечать отказались. По словам директора УТЦ Александра Матусевича, это частное дело пилота, за действия которого аэроклуб не в ответе.

    Впрочем, на сайте авиакомпании в разделе "Курсанты" мы нашли информацию обо всех выпускниках УТЦ. О пилоте, попавшем под прицел транспортной прокуратуры в Омске, в частности сообщается, что он успешно закончил программы теоретической и тренажерной подготовки и прошел первоначальную летную подготовку на самолете Р-92 на бывшем аэродроме ДОСААФ "Калачево" и в челябинском аэропорту "Баландино". В общем, есть у пилота удостоверение! Вот только забыл он его дома.

    - Представьте, что вы сели за руль без документов на машину и водительских прав, - вопрошает заместитель Омского транспортного прокурора Станислав Немцов. - Что вам грозит при встрече с ГАИ? А здесь речь о пилоте! И объяснения типа "забыл документы дома" даже не рассматриваются.

    По словам Немцова, полеты НЛО (незарегистрированных летательных аппаратов. - Ред.) стали серьезной проблемой в масштабах страны. В Сибири с ними начинают бороться с началом весны и до первого снега. Проводятся плановые рейды по бывшим аэродромам ДОСААФ, частным взлетным полосам, совместные проверки с линейными отделами полиции на транспорте. Как раз во время такого планового рейда и был задержан челябинский авиатор-любитель.

    - Моя история обросла в Интернете небылицами, которые ничего общего не имеют с действительностью, - рассказывает "РГ" Николай Петров. - Потому я и решил расставить все точки над i. Пишут, что якобы за штурвалом самолета сидел какой-то недоучка, не имел прав и так далее. А у меня авиационный стаж 10 лет, налет 600 часов, освоил несколько типов самолетов, имею опыт дальних перелетов за Полярный круг, на озеро Байкал, в Крым... Мне действительно 67 лет, я всю жизнь проработал на производстве, а авиация - это мое хобби.

    - Где вы купили самолет?

    - В 2013 году в Канаде. Это редкий легкомоторный самолет американского производства 1970 года.

    - Дорогой?

    - Я бы не хотел называть сумму, но скажу: его цена сопоставима со стоимостью приличного автомобиля. Купить самолет сегодня могут позволить себе уже и пилоты-любители, фанаты неба. Часто такие ездят на старом автомобиле, но покупают самолет.

    - Как самолет доставляли в Россию?

    - Его перевезли из Канады в разобранном виде - это обычная практика.

    - Почему вы летали без разрешения?

    - Оформление регистрации и сертификации частного воздушного судна у нас процесс длительный, занимает несколько месяцев. А проверить новенький самолет в деле хотелось сразу. Ну и не удержался... Да и особого криминала в этой истории не вижу. Проверил все системы самолета, совершил непродолжительный пробный полет. По стечению обстоятельств в это время на аэродром заглянул транспортный прокурор...

    С просьбой рассказать о владельце самолета мы обратились к жителям коттеджного поселка, соседям пилота-любителя. К его увлечению здесь относятся по-разному: одни завидуют, другие, наоборот, гордятся. Говорят, раньше летал прямо над поселком.

    - Мужик нормальный, деловой, - рассказал корреспонденту "РГ" один из соседей. - Дом в порядке, сына хорошего вырастил. Ну а то, что самолет имеет, так это же не запрещено теперь. Однажды он и мне предложил: "Давай прокачу на самолете!" Я отшутился, мол, у тебя парашюта нет.

    - В отношении жителя Челябинской области возбуждено три административных дела по статьям, предусматривающим ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства, управление воздушным судном лицом, не имеющим на это права, и управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, - сообщил Станислав Немцов.

    Пилот заплатит штраф.

    - Что будете дальше делать? - спрашиваем у летчика.

    - Подал документы на получение государственных регистрационных номеров и сертификата летной годности, жду ответа. Надеюсь, буду летать.

    Как сообщил замначальника управления Госавианадзора РФ Виктор Кононенко, количество нелегальных воздушных судов сегодня может в разы превышать число зарегистрированных в стране самолетов авиации общего назначения.

    - Случаи выявления несертифицированных летательных аппаратов сегодня далеко не единичны и служат своеобразным показателем плановой работы по наведению порядка в воздухе, - отметил Виктор Кононенко.

    Кстати

    За последние недели это уже второе ЧП с курсантами челябинского УТЦ. 19 сентября при выполнении тренировочного полета на Як-52 разбился челябинский бизнесмен Ирик Сайфутдинов, сорвавшийся в "штопор" с высоты в 1,5 тыс. метров. По факту гибели пилота возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил эксплуатации воздушного судна, повлекшем по неосторожности смерть человека (часть 2 статьи 263 УК РФ). И пока под подозрением находится весь коллектив аэроклуба: от руководителей полетами до технического персонала, производившего подготовку самолета к вылету.

    Поделиться