Напомним, что идею создания единого учебника в феврале прошлого года одобрил президента РФ Владимир Путин - правда, он говорил тогда только об изучении истории. Нынешние учебники по этому предмету, по его словам, полны внутренних противоречий и двойных толкований. А в конце августа этого года глава государства пояснил на форуме "Селигер", что единая концепция преподавания истории не помешает учителям доносить до учеников свою точку зрения.
Группа депутатов Госдумы от "Единой России" расширила эту идею и подготовила поправки, согласно которым общие базовые линейки учебников по единым стандартам будут созданы по трем предметам - "История", "Русский язык" и "Литература".
Законопроект после внесения обсуждался на площадке партии с участием экспертов. Как согласились участники заседания, эти предметы - три кита российского образования - и обучение по ним надо скоординировать, чтобы на выходе из учебного заведения получать гражданина и патриота России.
Как объясняет председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, сейчас в гуманитарном образовании используется принцип вариативности. И если на 2011-2012 годы Минобрнауки разрешило к использованию 1872 учебника, то в 2013-2014 годах - 2982. Такой подход нарушает конституционные права человека, считают Яровая и ее коллеги, - неправильно, когда третьи лица без согласия детей и родителей выбирают, по какому учебнику будут учиться школьники. "Вариативность - это прежде всего коммерческий интерес", - добавляет парламентарий. По ее словам, авторы учебников осваивают бюджетные средства и получают прибыль, а в умах нового поколения в итоге царит путаница. К тому же, разные учебники усложняют переход из школы в школу и ведут к дискриминации при сдаче ЕГЭ (вопросы одинаковые, а учебные программы у всех разные).
Еще один автор поправок, первый замглавы думской фракции единороссов Франц Клинцевич поддержал коллегу, подчеркнув, что закон о единых стандартах учебников необходим для единства нации. "С военной точки зрения вы не беспокойтесь - мы обеспечим безопасность. А вот безопасность умов наших детей - это задача непростая", - заметил он.
Авторы обещают учет этнокультурных особенностей: в дополнение к учебникам регионы будут при желании разрабатывать пособия с местным "колоритом". Однако их проверят на соответствие общей концепции.
Ученые и представители религиозных организаций поддержали законопроект - многие из них говорили о том, что необходимость создания единых учебников доказал политический кризис на Украине, который произошел вследствие "промывки мозгов". "Образование становится аспектом нацбезопасности. Как учим, то и получим, - говорил, в частности, завкафедрой общей политологии НИУ ВШЭ Леонид Поляков. - Война за умы, мозги и души должна быть нами выиграна".
В пояснительной записке к законопроекту указано, что отбор учебников будет проводить конкурсная комиссия из представителей минобрнауки, региональных чиновников, а также специалистов. После того как новые учебники будут подготовлены, их опубликуют на сайте министерства. В течение месяца будет проведена общественная экспертиза, затем за месяц комиссия обобщит высказанные замечания и предоставит их авторам, а те смогут внести изменения в свои труды. На все это депутаты предполагают не так уж много времени. Как пояснила Ирина Яровая, внедрять единую линейку учебников по истории, русскому и литературе планируется со следующего учебного года.