В Киргизии борются с незаконными сборами денег в школах

Добровольно-принудительные взносы родителей, которые стыдливо называют спонсорскими, на финансовую поддержку школ ежегодно достигают 2,2 миллиарда сомов (45 миллионов долларов). К таким выводам пришла одна из социологических компаний, проведя масштабное исследование "Коррупционные риски в системе среднего образования. Неформальные платежи". Для получения объективных результатов было опрошено более тысячи взрослых граждан, имеющих детей-школьников. Исследование охватило все области республики, включая 12 городов.

Цена знаний

Свыше 65 процентов респондентов подтвердили, что вносили вступительные взносы. В Бишкеке в среднем эти платежи составляют почти девять тысяч сомов. Причем, судя по ответам респондентов, ежегодно сумма за прием ребенка в среднее образовательное учреждение растет. Отмечается, что в 2010 году, когда милиция активно взялась за борьбу с поборами, зафиксировано снижение роста "тарифов". Если за 2008-2009 учебный год взносы повысились на 45 процентов, то в 2010-м - всего на 15. При этом большая часть респондентов не получила квитанций об оплате - подтверждающие платеж документы выдали только каж-дому пятому родителю.

Кроме того, выяснилось: ежегодно родители платят немалые суммы на содержание самой школы. В столице на неформальные сборы в среднем выделяют порядка 7,8 тысячи сомов в год, в регионах - около полутора тысяч. Самая распространенная причина - ремонт классов. Кроме того, родители платят за содержание в учебных заведениях охраны, уборщиц, собирают деньги на учебники, в некие "классные копилки", на подарки учителям к праздникам и проведение экзаменов.

Бороться с поборами должны попечительские советы при учебных заведениях, в которые входят родители учеников. Однако 79 процентов респондентов, опрошенных в Бишкеке, не знают, каким образом формируются при школе фонды и наблюдательные комиссии. Более половины родителей не разбираются в статьях расходов. То есть просто платят требуемые суммы.

Лишь менее трети опрошенных не хотят платить за образование своих детей. Остальные считают, что школы в условиях острого недофинансирования поддерживать нужно. При учебных заведениях созданы "добровольные фонды", куда родители перечисляют деньги. Считается, что делается это из сугубо альтруистических побуждений. Однако 37,5 процента опрошенных указали, что вносимые ими платежи не добровольные и носят, скорее, принудительный характер.

Плати или уходи

"Мой ребенок учится в пятом классе, - рассказала корреспонденту "РГ" мать ученика одной из столичных школ. - Я не успела внести регулярный школьный взнос за предыдущий месяц, тогда классный руководитель оставил моего сына после уроков и сказал: "Будешь сидеть, пока твои родители не принесут квитанцию об оплате. Позвони и скажи им об этом". Ребенок просидел возле школьного охранника около двух часов, пока я не съездила в банк, заплатила и привезла квитанцию. Не стала выражать недовольство, поскольку побоялась возможных последствий в отношении моего ребенка".

Подавляющее большинство родителей утверждает: если в школе кто-то отказался выплатить требуемую учителями или директором сумму, ребенок рискует попасть в опалу. Педагоги станут уделять ему меньше внимания или вовсе игнорировать, занижать оценки или давить психологически.

- Мы ежегодно издаем приказы о запрете всяких сборов, в том числе взносов при

зачислении в первый класс, на окончание школы и других видов оплаты, - отмечает замминистра образования Догдургуль Кендирбаева. - Согласно Конституции, среднее образование в стране предоставляется бесплатно. Но, ссылаясь на согласие родителей и на созданные при школах общественные фонды, руководство учебных заведений собирает деньги в добровольно-принудительном порядке. Мы проводим проверки по жалобам, в первом полугодии 2014-го 13 дел направлено в правоохранительные органы. По ним, конечно, есть результаты, даже генпрокуратура отметила: свыше ста с лишним работников образования уличены в должностных нарушениях.

По словам чиновницы, в устоявшейся практике поборов отчасти виноваты сами родители. Из-за низкой правовой грамотности они не протестуют против требуемой платы, поощряя коррупцию.

- Родители боятся, что работники школы начнут преследовать их детей, - отметила Кендирбаева. - Мы просим граждан не вступать в общественные фонды, не выплачивать незаконные сборы, не бояться жаловаться. С другой стороны, образовательные учреждения просят денег не от хорошей жизни: в настоящее время мы финансируем только заработные платы сотрудников и питание детей. На развитие школ средств практически нет. Для 2,2 тысячи школ страны в год выделяется лишь 100 миллионов сомов.

Между тем в судах Бишкека сейчас рас-сматриваются шесть дел о поборах в школах. Всего с 2011 года по факту незаконного требования денег в общеобразовательных учреж-дениях возбуждено 22 уголовных дела. По одному вынесен обвинительный приговор.

- Вступительных взносов не вправе требовать ни одна школа, это нарушение закона, - заявил начальник управления дошкольного, школьного и внешкольного образования минобразования КР Марат Усеналиев. - Школа обязана принять ребенка по месту жительства при наличии необходимых документов. Однако часто родители не хотят вести своих чад в заведения по месту прописки, а предпочитают другие. Именно поэтому и появляются незаконные "добровольные родительские взносы". Сборы в процессе учебы также не являются обязательными, при желании родители могут от них отказаться. Платят только те, кто добровольно желает помочь учреждению. Часто приходят родители и жалуются на поборы, но когда мы хотим провести проверку, нас просят сделать это без их заявления. Но на это мы не имеем права. Для борьбы с коррупцией нужна воля.

Цитата

"Причина появления в школах коммерческих взаимоотношений - недостаточное финансирование, покрывающееся за счет родительских платежей, - говорится в отчете социологов. - "Добровольно-принудительные" спонсорские взносы родителей составляют довольно значительные суммы. Государство не в состоянии отслеживать происходящее. Несмотря на запрет министерства образования и науки КР денежных сборов в образовательных учреждениях, в действительности неформальные платежи прочно включены в сферу школьной жизни".

Что делать

Министр образования Канат Садыков заявил, что ведомство о незаконных сборах с родителей знает. И даже разработало меры борьбы с ними.

- Сегодня поборы превышают все разумные нормы, - отметил чиновник. - Совместно с Советом обороны составлен пошаговый план антикоррупционных мероприятий. Мы намерены разобраться не только с взносами, но и с деятельностью родительских фондов при учебных заведениях. Позиция наша такова: ни один добровольный фонд или попечительская организация существовать при школе без контроля со стороны органов образования не имеет права.

Пока же Садыков предлагает родителям требовать у представителей фондов квитанции, подтверждающие платежи. Также минобразования предлагает внести изменения в закон о некоммерческих организациях, чтобы у ведомства появилась возможность проверять деятельность созданных при школах некоммерческих организаций и вводить ограничения сбора средств.

- Часто в такие фонды входят люди, не имеющие абсолютно никакого отношения ни к родителям учеников, ни к самой школе, - считает Канат Садыков. - Это посредники, которые прокручивают деньги в банках или еще где-то. Думаю, в этом году мэрия и городской департамент образования будут действовать заодно с министерством. С руководством Бишкека у нас стопроцентное взаимопонимание в этом вопросе.