Новости

13.10.2014 00:41
Рубрика: Общество

Знай свое место

Рейтинги школ оказывают огромное влияние на рынок бизнес-образования
Потенциальные слушатели ориентируются на рейтинги бизнес-школ при выборе программы, а компании охотятся за выпускниками маститых учебных заведений.

За рубежом рейтинги составляют The Financial Times, The Economist, Forbes, The Wall Street Journal, QS и другие. Не отстает и Россия, собственные рейтинги уже есть у журнала "Секрет фирмы", газеты "Элитный персонал", портала Superjob, Российской лиги МВА.

- Рейтинги бизнес-школ - важнейшая составляющая имиджа бизнес-школ, они существенно влияют на их финансовое состояние и возможности, на привлечение частных инвестиций (для России практически неактуально). Данные рейтингов однозначно учитываются поступающими на программы бизнес-образования во всем мире. Согласно исследованиям экспертов London Business School, решающим фактором при выборе бизнес-школы 16% опрошенных назвали позицию бизнес-школы в рейтинге. В аналогичном опросе, проведенном в школе бизнеса "Мирбис", более 50% российских слушателей программы МВА не готовы учиться в бизнес-школе, если она не входит в топ-5. Также 70% опрошенных ответили, что использовали рейтинги как стартовую точку поиска при выборе бизнес-школы, - отмечает Юрий Тазов, президент Российской лиги МВА, проректор "Мирбис".

Однако список топовых школ различается от рейтинга к рейтингу. Одна и та же школа в разных рейтингах может занимать совершенно разные позиции и скакать со ступеньки на ступеньку от года к году. Тем не менее есть рейтинги, позиции в которых безоговорочно признают как представители бизнеса, так и конкуренты.

На первом месте, безусловно, рейтинг, составляемый The Financial Times. О нем слышал каждый, хоть раз забивал в строке поисковика слова "МВА, бизнес-образование". Авторитет рейтинга признан как за рубежом, так и в России. Основной показатель его методологии - прирост зарплаты выпускников через три года по окончании школы. The Wall Street Journal выясняет мнение работодателей о выпускниках, Forbes оценивает, где выгоднее учиться с финансовой точки зрения.

- Для западных рейтингов используется информация из двух источников. Это данные бизнес-школы и результаты опроса выпускников программ. Место в рейтинге определяется, исходя из позиции школы по каждому из основных критериев рейтинга. Обычно их 15-17, - поясняет Валерия Павлюковская, директор программ MBA и Executive MBA бизнес-школы "Сколково". - Однако во всех западных рейтингах всего лишь два критерия имеют наибольший удельный вес и, соответственно, напрямую влияют на то, будет ли программа фигурировать в топовых строчках рейтинга или плестись в конце рейтинговой сотни. Оба этих критерия - финансовые. Первый - это средняя годовая зарплата выпускника в долларах через три года после выпуска. Второй - прирост зарплаты студента через три года после выпуска. Оба критерия представляют около 40% веса всего рейтинга.

Безусловно, мировые рейтинги The Financial Times и Forbes входят в число самых влиятельных в мире. В России к таковым, конечно, относятся рейтинги журнала "Секрет фирмы", газеты "Элитный персонал", Российской лиги МВА. У каждого своя методология. Например, рейтинг журнала "Секрет фирмы" основан на мнении самих выпускников, они же определяют и вес всех критериев оценки. С помощью этих критериев выявляется, насколько люди удовлетворены своим образованием (уровень приобретенных практических навыков, уровень преподавания теории, изменения в карьере и т. д.). Создатели рейтинга газеты "Элитный персонал" применяют исследовательские методики - "индекс зарплат" и "индекс качества жизни". Рейтинг показывает, насколько оправданы финансовые и временные инвестиции в бизнес-образование со стороны выпускников программ MBA и их работодателей. Исследовательский центр портала Superjob проводит анализ базы резюме топ-менеджеров и определяет различия в зарплатных ожиданиях топ-менеджеров, имеющих и не имеющих диплом MBA.

Методологии рейтингов очень разные. Одни опрашивают выпускников на предмет удовлетворенности обучением по разным параметрам, другие оценивают доходы выпускников, третьи добавляют еще и оценки самих бизнес-школ. Все известные давно существующие методики вполне легитимны и имеют право на жизнь. Но в каждой есть и недостатки, полагает Екатерина Ядова, проректор по дополнительному профессиональному обучению Moscow Business School:

- В России выпускников чаще опрашивают по анкете, где есть оценка обучения по разным содержательным параметрам. Рейтинг - это всегда опрос, всегда совокупность субъективных мнений. Иногда бывает, что очень сложные и сильные программы оцениваются недостаточно высоко потому, что выпускникам трудно было учиться и получить высший балл за выпускную работу. В целом, можно сказать, что любой рейтинг, который существует более пяти лет и имеет широкий охват информирования (много людей его видят) влияет на рынок.

- Наиболее известные рейтингами школ бизнеса в России являются рейтинг журнала "Секрет фирмы" (с 2007 г.) и Народный рейтинг бизнес-школ MBA.SU, Известия (с 2010 г.) (рейтинг Российской лиги МВА. - "РГ"). Оба они основаны на анкетировании выпускников, которые оценивают результаты своего обучения на программе МВА. Этот подход представляется более адекватным, так как многие параметры западных рейтингов (например, число преподавателей со степенью Ph.D, доля иностранных студентов и др.) в случае бизнес-школы не говорят о качестве обучения. Народный рейтинг бизнес-школ дополнительно дает усредненные данные по увеличению дохода выпускников после окончания российских бизнес-школ (от 40 до 100%), - подчеркнул Юрий Тазов.

Абсолютно объективного рейтинга не существует ни в мире, ни в России. Рейтинг - это всегда субъективная позиция. Тем не менее, рейтинги влияют на популярность школы бизнеса среди целевой аудитории, считает Григорий Аветов, директор Школы Бизнеса Университета "Синергия". - Безусловно, слушатели опираются на информацию, указанную в рейтингах. Но главный выбор делают исходя из наличия ключевых конкурентных преимуществ - важных для развития своих собственных компетенций. Речь идет о преподавателях - практиках, патронаже со стороны крупных компаний, программах с актуальными бизнес-кейсами.

Обычно бизнесмены склонны ранжировать любую информацию. Бизнес-школы и программы МВА - не исключение, поэтому их рейтинги востребованы. Известны случаи, когда нежелание бизнес-школы принимать участие в рейтингах приводило к стабильному снижению наборов. Андрей Соловьев, заместитель генерального директора JCB Russia, считает, что при выборе любых товаров и услуг, в том числе и учебного заведения, рейтинги играют значительную роль:

- Конечно, решение принимается не только исходя из положения учебного заведения в рейтинге, учитываются и другие факторы - стоимость обучения, предлагаемые курсы. Я выбрал Международный институт управленческого развития в Лозанне, Швейцария, ознакомившись с рейтингом такого солидного издания, как The Financial Times, которое существует уже с XIX века. Газета специализируется исключительно на сфере финансов и бизнеса, а рейтинг составляют эксперты, проводящие глубокий анализ сектора. Большое значение имеет также то, что это международное издание.

Место в рейтинге - одна из характеристик, по которым анализируют программу бизнес-школы потенциальные слушатели. Тем более позиция значима, если рейтинг зарубежный. Однако пока составители западных рейтингов почти не обращают внимание на отечественные школы. Российские учебные заведения, за исключением ВШМ СПбГУ (The Financial Times, 2013), не представлены в авторитетных международных рейтингах, т.к. они пока слабо известны за рубежом и в них массово не учатся иностранные студенты, полагает Юрий Тазов.

Большинству отечественных бизнес-школ нелегко соответствовать ряду критериев (особенно, в части доли международных преподавателей и студентов, объема исследований). Сегодня они представлены только в рэнкинге международного агентства Eduniversal.com, основанном на опросе деканов 1000 школ бизнеса по всему миру. В топ-5 (universal и top business school) входят: ВШМ СПбГУ, ВШБ МГУ, "Мирбис", ИМИСП и ИБДА РАНХиГС.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке