Итак, целый эфир посвящен тому, что популярная актриса сначала взяла ребенка из детского дома, а потом вернула. Актриса не только популярная, но действительно хорошая. Уникальная. Но ведь сначала взяла, а потом вернула - как ее не изобличить?
Так получилось, что, когда этот ребенок был маленький, актриса вместе с ним приходила к нам в гости. И мой, тогда еще тоже маленький сын удивленно спрашивал меня: "Пап, а этот мальчик все мои игрушки рассовал по карманам и хочет унести. Это правильно?"
Мальчик решил украсть понравившиеся ему игрушки. Надо ли его за это возвращать в детский дом?
А я вот не знаю. Я не знаю, что такое произошло у актрисы с ребенком, и она решилась его вернуть в детский дом. Знаю, что она по-настоящему страдала и продолжает страдать до сих пор. Знаю, что это рана, которая не зарубцуется никогда. Знаю, что, с ее точки зрения, иного выхода не было.
То, что рассказывал адвокат, которого никто не захотел слушать, вполне доказательно. Но... Как там все было на самом деле, доподлинно не знаю и, честно говоря, знать не хочу.
Я убежден абсолютно, что не все проблемы надо решать всей страной. Не во все замочные скважины надо ставить телекамеры, даже если очень хочется.
Желание людей судить других, увы, естественно: когда мы судим кого-то, мы сами себе кажемся безгрешными и, главное, прекрасно понимающими нравственные законы жизни. А великие слова: "Кто без греха - пусть кинет камень", не могут служить руководством к действию? Могут. Но судить приятнее.
Сегодня очень многие ток-шоу стали напоминать мне партийные собрания советских времен. Ты разводишься с женой? Расскажи товарищам, как ты дошел до жизни такой. Полюбил другую? Поведай о ней: как полюбил, за что, и - чтоб конкретно. Мы - твои товарищи, мы все должны знать, чтобы в случае чего уберечь от ошибок, поставить на место.
Телевидение делает участником таких собраний всю страну. Вся страна обсуждает, судит и все понимает. Рейтинг зашкаливает-- значит, победа. Рейтинга приличий и неприличий в нашей стране, как известно, не существует.
То, что случилось в семье известной актрисы, - трагедия. И для нее, и для ребенка. Делать эту трагедию достоянием общественности - неприлично.
Есть еще такое слово в русском языке или уже нет?
Не знаю ответа.
Мы ведь не заходим без спросу в чужую квартиру только потому, что нам интересно, кто там живет и как. От чего же мы так легко врываемся в чужое личное пространство? Нам всерьез кажется, что нам получится его организовать? Партийно-коммунистический подход не дает нам покоя? Может, нас всех лет сорок по безтелевизионной пустыне поводить, чтобы этот подход забылся?
"Мужчина" (беру это слово в кавычки), который раньше назывался некрасивым словом "любовник", а нынче - красивым "гражданский муж" сидит в студии и рассказывает всяко разно про актрису и ее отношения с приемным сыном.
Еще раз. Любовник на всю страну рассказывает про свою любовницу, уличая ее то ли в равнодушии, то ли - в высокомерии. Я вообще уверен, что мужчина публично не должен ругать женщину. Ну, если он, конечно, мужчина без кавычек.
Так я не понял: есть такое слово "прилично" в русском языке, или оно исчезло за ненадобностью?
Телевидение - всегда! - дает норму жизни. Если можно так вести себя на телеэкране, значит, это нормально. Значит, и в жизни можно тоже.
Я не удивлюсь, если в ближайшее время начнут обсуждать личные дела пусть не на партийных, так на профсоюзных собраниях. Почему нет? Если на всю страну можно обсуждать трагедию, произошедшую в семье известной актрисы, то почему бы в коллективе не обсудить чей-нибудь развод? Или правильно-неправильно воспитывают в семье ребенка?
Может быть, телевидение хотело помочь ребенку? Я не понял - чем именно. Ему нужны деньги? Дайте, никому об этом не рассказывая. Хотелось бы, чтобы его кто-то усыновил? Конечно, хотелось бы, и не только его. Думаю, у телевидения достаточно возможностей сделать это так, чтобы не оскорблять знаменитую актрису.
С "прилично-неприлично" вообще проблемы. Тут ведь логикой ничего не докажешь. Почему нельзя вмешиваться в трагедию матери и приемного сына? Если кто-то этого не понимает - как объяснить? Как объяснить, скажем, что про свои любовные похождения рассказывать неприлично даже за большие деньги?
Если публичность любой интимности есть признак популярности, то уместны ли вообще разговоры про рамки приличий-неприличий? Любой, кто не то что говорит - думает про это - просто зануда.
... В моей юности был замечательный фильм Ильи Авербаха и Натальи Рязанцевой "Чужие письма". Там молодая учительница жаловалась более опытной: представляете, я не могу объяснить своим ученикам, почему нельзя читать чужие письма.
"Почему нельзя читать чужие письма? - улыбалась седая учительница. - Просто нельзя и все".
Мне интересно: много ли сегодня людей, которые понимают такую логику?
И последнее. Зачем я пишу эти заметки? Чтобы что-либо изменить? Ни Боже мой!
Просто я уверен, что надо периодически высказывать свою позицию по поводу раздвигающихся до предела рамок неприличия, чтобы те, у кого ощущение неприличия совпадает с твоим, понимали, что они - не одиноки. Вот и все.