Присуждение награды 17-летней пакистанке Малале Юсуфзай и 60-летнему индусу Кайлашу Сатьяртхи стало логичным компромиссом экспертов. Только ленивый в последнее время не упрекал Нобелевский комитет в ориентации на Запад, политической мотивированности и неправильной трактовке заветов Альфреда Нобеля. Поэтому еще до оглашения результатов можно было предположить, что лауреатом станет представитель восточного полушария, который занимается решением гуманитарных проблем.
Малала Юсуфзай после покушения талибов в 2012 году за то, что вела блог на сайте Би-би-си о жизни при режиме талибов, не сходила с полос газет и экранов телевизоров по всему миру. Ее история подчеркнула глобальный характер проблемы образования в мусульманских странах. Смелость Малалы в отстаивании прав пакистанок, безусловно, не вызывает сомнений. И все же решение отдать авторитетную награду совсем еще юной девушке со стороны выглядит необдуманным и поспешным.
Индийский правозащитник Сатьяртхи всемирной известностью похвастаться не может. Большую часть своей жизни он боролся против детского труда в Индии, где порядка 60 миллионов несовершеннолетних используются в качестве дешевой наемной силы. Реальные достижения этого индуса придали награде 2014 года недостающей значимости.
Но одобрил бы сегодняшних лауреатов сам Нобель? В завещании он распорядился, чтобы одна из пяти наград присуждалась тому, "кто внес наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов". Если брать за основу этот критерий, то та же Малала ему соответствует с большой натяжкой. Девочка учится в Великобритании и едва ли реально помогает миллионам соотечественниц в Пакистане отстаивать свои права.
К сожалению, это далеко не единственный случай, когда выбор Нобелевского комитета далек от заветов самого Нобеля. Так, присуждение в 2012 году награды Евросоюзу "за шесть десятилетий защиты прав человека в Европе и долгосрочную роль в объединении континента" многие эксперты сочли ошибкой. На демонстрации против решения Нобелевского комитета вышли сами европейцы в Мадриде, Брюсселе и других городах. Миротворческая роль ЕС и сегодня вызывает не меньше вопросов.
Награду 2009 года президенту США Бараку Обаме "за огромные усилия по укреплению международной дипломатии и сотрудничества между народами" международное сообщество почти единогласно сочло незаслуженной, преждевременной и политически мотивированной. Кстати, последовавшие за этим решения американского лидера только подтвердили опасения.
Если покопаться в истории Нобелевской премии мира, то подобных примеров можно найти множество. Для того чтобы избежать споров вокруг конкретного человека, комитет экспертов нередко выбирает в качестве победителя международную организацию. Однако и здесь возникают вопросы. К примеру, несколько раз лауреатами премии становилась ООН и ее институты. Хотя ставить в заслугу международной организации то, что в соответствии с уставом является ее основной работой, кажется несколько странным. Вместе с тем в списке лауреатов Нобелевской премии мира есть поистине достойные имена и организации: Мартин Лютер Кинг, Андрей Сахаров, Мать Тереза, Нельсон Мандела, Международный комитет Красного Креста... И тем обиднее, что авторитет премии постепенно сходит на "нет".
Между тем
Вскоре после того, как индийский правозащитник Кайлаш Сатьяртхи был объявлен одним из лауреатов премии мира, он осудил гибель детей в ходе военных действий на Украине и в других "горячих точках". "То, что происходит в Сирии, на Украине и в Палестине, происходит по политическим причинам, но дети страдают больше всего в результате этих кризисов, - заявил Сатьяртхи СМИ. - Спасать своих граждан, особенно детей - это обязанность украинского правительства. Я обращусь в правительство Украины с тем, чтобы подобные действия против детей в будущем не совершались".