13.10.2014 14:55
    Поделиться

    Счетная плата показала риски для исполнения бюджета в 2015 году

    Счетная палата проанализировала свежий проект бюджета на ближайшую трехлетку. И нашла в нем приличное количество рисков.

    Однако в целом состав и содержание законопроекта о главном финансовом документе страны соответствует Бюджетному Кодексу России, сообщили в ведомстве.

    "Проект бюджета сформирован в сложных социально-экономических условиях, обусловленных наличием системных рисков, связанных с геополитической ситуацией и введением секторальных санкций, а также высокой зависимостью российской экономики и бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры", - говорится в заключении Счетной палаты. На решение важнейших задач, которые связаны с обеспечением макроэкономической стабильности и баланса бюджетной системы законопроект как раз и направлен.

    Добиться всего этого - задача нетривиальная. Достаточно посмотреть, например, на уровень нефтяных цен. Параметр важнейший, ведь около половины доходов российского бюджета - нефтегазовые.

    "Средняя цена на нефть марки "Юралс" в январе - сентябре 2014 года составила 105,07 доллара США, что на 2,5 процента ниже уровня января - сентября 2013 года (107,73 доллара США за баррель), но на 1 процент превышает оценку на 2014 год (104 доллара США за баррель)", - отмечается в заключении Счетной палаты.

    Но за скобки нельзя выносить ситуацию, наметившуюся на мировом рынке нефти сейчас. Если посмотреть статистику только за сентябрь, то за баррель давали уже 95,84 доллара. За первую неделю октября - 90,4 доллара.

    "При сохранении в октябре - декабре 2014 года средней цены на нефть марки "Юралс" на уровне, сложившемся в сентябре текущего года, ее средняя цена составит в 2014 году 102,8 доллара США за баррель, что ниже ожидаемого значения на 1,2 доллара США за баррель. Наблюдаемая в настоящее время тенденция к снижению цен на нефть марки "Юралс" свидетельствует об усилении рисков недостижения ее ожидаемого значения по итогам текущего года", - предупреждают в Счетной палате.

    Кроме того, нужно учитывать, что сейчас в определенной степени экономическое развитие носит инерционный характер.

    "А перестройка сложившейся в настоящее время структуры экономики, основу которой составляет производство товаров с недостаточно высоким уровнем добавленной стоимости, в направлении создания высокотехнологичных эффективных производств, в том числе в рамках импортозамещения, требует определенного времени и затрат соответствующих ресурсов, включая финансовые", - отмечают в Счетной палате.

    И, следовательно, необходимо использовать бюджетные деньги более эффективно и наращивать внутренний кредитный потенциал. Это критически важно для запуска процессов импортозамещения и переходу к новой модели экономического роста на его основе, уверены в ведомстве Татьяны Голиковой.

    Пока же, считают в Счетной палате, есть риски недостижения в 2014 году прогнозируемого роста ВВП в 0,5 процента.

    "Это связано с наблюдаемыми в истекшем периоде текущего года низкими темпами экономического роста, продолжающимся падением инвестиционного спроса и замедлением роста потребительского спроса, а также с сохранением неопределенности в развитии геополитической ситуации и возможным развитием негативных тенденций в отдельных секторах российской экономики из-за влияния взаимных санкций", - говорится в заключении.

    Риски недостижения желаемых показателей по ВВП присутствуют, по мнению Счетной палаты, и в период 2015-2017 годов.

    Следующий риск - инфляционный. Показатель роста потребительских цен в 7,5 процента в 2014 году также может быть превышен. Слишком высоки, напоминают в ведомстве Татьяны Голиковой, инфляционные ожидания. А также продовольствие дорожает быстрее обычного.

    Но в целом состав и содержание законопроекта о федеральном бюджете на следующие три года соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации, говорится в заключении. Но при этом "Счетная палата предлагает рассмотреть вопрос об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по подготовке нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов о федеральном бюджете, с установлением ответственных исполнителей, предельных сроков их представления в Правительство Российской Федерации, а также предельных сроков утверждения".

    Поделиться