Согласно тексту законопроекта, контрабанда признается преступной, если стоимость незаконно перемещенной алкогольной продукции и незаконно перемещенных табачных изделий превышает 100 тыс. рублей.
Сегодня санкции за нелегальные производство и торговлю контрафактной продукцией, предусмотренные УК РФ и КоАП, несоотносимы с ущербом, который эти деяния наносят интересам общества и государства. При сбыте, например, немаркированной продукции на сумму, превышающую 6 млн рублей, может быть назначен штраф лишь от 100 тыс. до 300 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, что многократно ниже материальной выгоды от преступной деятельности. Соответственно действующая санкция не обеспечивает ни должного уровня ответственности, ни профилактики новых правонарушений.
Причем в качестве альтернативной санкции за указанное преступление ныне действующая норма уже предполагает наказание в виде лишения свободы до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.
Депутаты предлагают сбалансировать санкции за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции, а также установить суммы, которые признаются крупным и особо крупным размерами, - 100 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно. Это соотносится с подходом, закрепленным в отношении ответственности за нарушение авторских и смежных прав, устанавливающим указанные пределы крупного и особо крупного размеров. По тем же основаниям в УК РФ снижается размер крупного ущерба с 1,5 млн до 100 тыс. рублей.
"Мы предлагаем комплексно рассмотреть вопрос, устанавливающий ответственность за совершение преступлений по производству и реализации контрафактной продукции, восстанавливаем понятие контрабанды и предлагаем сбалансировать санкции за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров, - говорит один из авторов законопроекта, зампред думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. - Кроме того, что самое важное, устанавливаются суммы, которые признаются крупным и особо крупным размерами оборота контрафактного алкоголя. Очень важно поскорей принять эти поправки, так как контрафактная продукция наносит ущерб не только экономическим интересам, но и связана с реальной угрозой безопасности жизни и здоровья граждан".
- Я боюсь купить в Москве бутылку виски, потому что такого количества нелегальной "элитной" продукции не было никогда, - говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
По словам эксперта, на рынке также отмечается засилье продаж алкоголя с рук. Есть региональная статистика: каждый магазин, прекращающий легальную продажу качественного алкоголя, дает работу трем нелегальным торговым точкам. В целом, если взять 100% объема крепкого алкоголя, который выпивается нашим населением, то 65% - это подпольная суррогатная продукция и 35% - легальная.
Между тем правительство может разработать поправки в законодательство, которые ужесточат отпуск спиртосодержащих лекарств, которые широко используются определенными слоями населения как альтернатива спиртным напиткам. Такое поручение дал кабинету министров премьер Дмитрий Медведев.
Минздраву поручено обдумать поправки "в части установления ограничения объема тары выпускаемых спиртосодержащих лекарственных средств, а также их нормы отпуска" и "в части введения отпуска спиртосодержащих лекарственных средств по рецепту врача". О результатах ведомство должно доложить правительству "при необходимости с проектом нормативного правового акта".
Росалкогольрегулированию необходимо подготовить поправки о запрете производства спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий из этилового спирта, не являющегося этиловым спиртом по фармакопейным статьям.
Инициатива Федеральной антимонопольной службы (ФАС) направлена, наоборот, на либерализацию алкогольного рынка. ФАС предложила разрешить онлайн-продажу алкоголя, и правительство согласилось частично снять запрет, действующий с 2007 года. Предполагается, что в первую очередь будут сняты ограничения по дистанционной торговле вином.
ФАС также ратует за возвращение пива и табака в киоски. Глава ведомства Игорь Артемьев считает, что запрет на реализацию пива и табака в киосках и сельских магазинах привел к уходу с рынка многих малых точек продажи. Особенно сильно, по мнению главы ФАС, запрет сказался на предприятиях в сельской местности, где эта продукция являлась "бюджетообразующей". Эта инициатива пока далека от реализации, но всерьез рассматривается во властных структурах.