Новости

14.10.2014 00:40
Рубрика: Экономика

Полтора триллиона в плюсе

Общий объем доходов участников рейтинга крупнейших компаний России преодолел планку в 1,5 трлн долл. США, динамика их прироста составила 10,5%. Такие данные были приведены на десятом юбилейном форуме крупного бизнеса "Эксперт-400", организованном рейтинговым агентством "Эксперт РА".

Отрасли, которые принято называть базовыми, второй год подряд демонстрируют скромную или даже отрицательную динамику. Компании черной металлургии снизили выручку по итогам 2013 года на 6,2%, по итогам прошлого рейтинга падение составило 2,3%. У представителей цветной металлургии снижение выручки на 0,8%.

Нефтяники и газовики за год увеличили реализацию своей продукции на 14,5%. Росту выручки у нефтяных компаний не помешало снижение экспорта на 2,5% и такое же уменьшение среднегодовой мировой цены за баррель.

Наиболее оптимистичная картина сложилась в сегменте компаний, ориентированных на конечного частного потребителя (банки, страховщики, строители и розничная торговля). За 2013 год активы банковского сектора выросли на 16%, выручка банков - участников рейтинга выросла на 25,7%. Причиной успеха является увеличение кредитных портфелей в розничном кредитовании (+29%) и в кредитовании малого и среднего бизнеса (+15%). Положительные тренды демонстрируют и страховщики - от скромной прибавки в 1,8% у "Росгосстраха" до 39,4% у "АльфаСтрахования". Рост здесь, как и у банков, достигнут преимущественно за счет розницы - ее доля во взносах пересекла отметку 50% и составила 467 млрд рублей.

По прогнозам аналитиков, в число крупнейших компаний России скоро попадут и представители интернет-торговли. За последний год этот сектор рынка продемонстрировал положительную динамику. Один из лидеров отрасли увеличил выручку на 63%, итоговая цифра - 7,8 млрд рублей. По данным PwC, к 2020 году российский рынок e-commerce по объемам займет четвертое место в мире.

Инвентаризация ведущих инвестпроектов десятилетия (более 100) позволила определить их общий объем - 14 трлн рублей.

Свыше 70% основных инвесторов - государственные компании и бюджеты разных уровней. Реализация этих мегапроектов позволит создать около 3,7 млн высокопроизводительных рабочих мест.

Подавляющее большинство крупнейших инвестиционных проектов - это модернизация или строительство новой инфраструктуры (около 9,3 трлн рублей). На долю обрабатывающего сектора приходится 2,8 трлн рублей.

В ключевой дискуссии форума приняли участие представители разных отраслей промышленности, финансового сектора, а также заместитель министра транспорта России Валерий Окулов. В своем выступлении замминистра коснулся темы влияния санкций на российскую гражданскую авиацию. "Начиная с маленькой Сессны и заканчивая Boeing-747, на всех этих самолетах есть импортные комплектующие, агрегаты и т. д. Авиационная промышленность, как и авиаперевозки -это глобальные отрасли. Вопрос международной кооперации здесь является свершившимся фактом, - говорит Валерий Окулов. - Можем ли мы обеспечить полное импортозамещение в авиации? С технической точки зрения - можем. Даст ли это эффект? Нет. Чтобы поставить отечественный агрегат на Airbus или Boeing, нужно получить согласие разработчика самолета и лизингодателя. А последний согласия не даст. У нас все самолеты в лизинге. Когда лизинг заканчивается, самолет нужно выставить на ремаркетинг, то есть поставить следующему лизингополучателю. Сдавать самолет нужно со всеми аутентичными деталями. Агрегаты, которые произведены в России, установить на самолеты в лизинге нельзя". По словам заместителя министра, здесь нет простого решения и обеспечить полное импортозамещение в авиации можно только в том случае, если наша страна будет производить полностью российские гражданские самолеты.

"И мы их делаем, свои самолеты. Военные. И будем продолжать делать. А в гражданском авиапроме существует по факту жизни сильнейшее разделение специализации. Нет американских самолетов. "Боинг" на 30% собирают в Сиэтле. Все остальное собирается со всего мира. И нам не нужно посыпать голову пеплом, что на "Сухой Суперджет" большое количество компонентов зарубежного производства. Мы сделали конкурентоспособную машину, используя самые передовые компоненты, агрегаты, и она не уступает своим конкурентам. Все равно стремиться к снижению доли импорта мы будем. В МС-21 уже меньше импортных комплектующих", - говорит Окулов.

Михаил Скороход, президент "Евроцемент груп", рассказал о достижениях цементной отрасли. По его словам, за последние пять лет цементной отраслью России произведено дополнительных мощностей более чем на 25 млн тонн цемента. Доля новых технологий увеличена с 15 до 37%. В отрасль инвестировано более чем 300 млрд рублей без участия государства.

Впрочем, более 60% цемента по-прежнему выпускается старым ресурсозатратным "мокрым" способом. "Не бывает чудес. Невозможно перевести на новую индустриальную платформу отрасль за очень короткий промежуток времени. Но какие у нас перспективы? Сегодня отрасль демонстрирует очень хорошие возможности предоставления нашей продукции для строительного комплекса. Профицит мощностей - более чем 40 млн тонн. Загрузка предприятий - более 60%. Мы предполагаем, что к 2018 году по сухому способу будут работать 70% всех производственных мощностей отрасли", - говорит Михаил Скороход.

Эксперт также отметил, что Россия сегодня демонстрирует самый низкий уровень безработицы в мире - около 5%. По информации из Минэкономразвития России, загрузка предприятий составляет более 65%: "В России проблема не в спросе на продукцию, а в предложении. Мы не можем обеспечить тот спрос, который есть внутри страны".

Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей подчеркнул, что сегодня цементная отрасль - одна из самых конкурентных. Именно рынок диктует ситуацию в цементной индустрии и цены находятся на одном из самых низких значений за всю историю ее развития.

Марат Атнашев, вице-президент ЕВРАЗа по крупным проектам, руководитель Дивизиона "Руда" обозначил ситуацию в металлургии. По его мнению, отрасль, с одной стороны, очень глобальная, а с другой - локальна. Дело в том, что конкуренция среди металлургов в мире высока, но в то же время у каждого предприятия свой специфический региональный рынок.

"С точки зрения инвестиций в модернизацию у нас нет задачи заниматься изобретениями. 30-50% эффективности можно получить, используя готовые технологии. Причем не только западные, но и восточные. Все современные установки и заводы находятся в Юго-Восточной Азии. Сверхновыми технологиями нельзя похвастаться, но мы внедряем последнюю мировую технологию со своими усовершенствованиями. Это тоже ноу-хау. Та же домна в Нижнем Тагиле - самая эффективная в мире. Новый рельсобалочный цех на ЗСМК - это, безусловно, лучшее в мире из того, что можно построить. Наша задача заимствовать, но очень эффективно", - рассказал Марат Атнашев.

По словам Андрея Гайдамака, вице-президента по отношениям с инвесторами компании "ЛУКОЙЛ", модернизация нефтеперерабатывающих заводов дает большой мультипликативный эффект, который "тащит" за собой и строительную отрасль, и машиностроение, создает большое количество высокопроизводительных рабочих мест: "Мы сокращаем людей в менее производительных отраслях, но у нас растет количество высокопроизводительных рабочих мест. Например, наиболее производительный зарубежный завод, на котором я когда либо был, имел среднесписочный состав персонала 173 человека. Для сравнения: аналогичный завод на заре советской эры давал рабочие места семи-восьми тысячам человек. Основная часть специалистов использовалась в операторском процессе".

По словам Гайдамака, компания постоянно занимается вводом мегапроектов. Они эффективны с точки зрения налогов, создания рабочих мест и роста экономики. Эффект, который достигается по производительности труда в сфере "нефтянки", один из самых высоких в стране.

Экономика Бизнес