Эксперты: Энергопотребление в секторе услуг в странах ТС продолжает расти

Промышленные предприятия России, Белоруссии и Казахстана остаются наиболее энергозатратными в мире. К снижению их энергоемкости не привел даже спад объемов промышленного производства за последние 15 лет, поскольку одновременно тормозится и переход на энергосберегающие технологии. В то же время рост энерготарифов нередко ведет к сокращению не только промышленного энергопотребления, но и самого промпроизводства. Таковы основные выводы совместного исследования "Невидимое топливо" Евразийского банка развития (ЕАБР) и компании EY.

Уровень энергоемкости промышленности участниц Таможенного союза (ТС) минимум вдвое выше, чем в индустриальных странах. Отмечено также, что в ТС "наблюдается перераспределение внутреннего энергобаланса в сторону транспортного сектора и сферы услуг, и в этих секторах наращивается потребление энергоносителей. При этом в отраслях промышленности существенного повышения показателей энергоэффективности не наблюдалось". По мнению экспертов ЕАБА и EY, это обусловлено традиционно высокой долей энергоемких производств, кардинальным образом не реконструированных, а также в целом невысокими показателями добавленной стоимости производимой продукции.

Доля промышленности в потреблении энергоресурсов в РФ и Казахстане за последние 20 лет почти не изменилась, составляя около 50%. При этом продолжает расти энергопотребление в секторе услуг. В Белоруссии "промышленный" показатель понизился с 40 до 30% ввиду роста энергопотребления в сфере транспорта и ЖКХ. В РФ доля ЖКХ, согласно исследованию, остается на уровне примерно 25%, в Казахстане - ниже 20%.

Снижение энергоемкости в промышленности впрямую связано с отраслевой структурой экономики и с мерами по стимулированию энерго- и в целом ресурсосбережения. Но нестабильность цен на сырье, полуфабрикаты, оборудование для промышленных отраслей в сочетании с ростом тарифов на электроэнергию не позволяют большинству предприятий ТС внедрять энергосберегающие технологии, поскольку этот процесс рассчитан на длительный период и изначально требует высоких затрат на оборудование, производственную инфраструктуру и обучение кадров.

Почти 90% компаний ТС настроены на снижение энергоемкости продукции, но "сложность привлечения финансирования является основным барьером на пути воплощения инвестпроектов по повышению энергоэффективности". Отмечается также недостаток опыта успешного планирования и реализации подобных проектов. Проблемы с реализацией проектов по энергосбережению в странах ТС обусловлены и другими факторами (см. диаграмму).

Многие эксперты считают, что, например, удорожание самой электро- и теплоэнергии, как базового фактора высокой энергоемкости в промышленности, можно остановить более широким внедрением парогазовых, газотурбинных, газомоторных и других энергосберегающих технологий в энергетике. Они способны обеспечить экономию энергоресурсов в ТС не меньше чем в 700 млн долл.

"Экологически чистое и энергосберегающее оборудование по эксплуатационным затратам все дороже, в том числе из-за растущих цен на электро- и теплоэнергию, - пояснил "РГБ" первый замгендиректора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин. - При этом в РФ стоимость электроэнергии для промышленности, по паритету покупательной способности, в 4-5 раз выше, чем, к примеру, в США". По мнению Б.Нигматулина, растущие цены на ресурсообеспечение отраслей, как и на их технологическое переоснащение, затрудняют снижение энергоемкости промпроизводства.