"Ключевое положение этого законопроекта - изменение налоговой базы для расчета налога на имущество физических лиц при резком снижении ставки, - рассказал он журналистам. - Вместо инвентаризационной стоимости, в которую входит цена кирпичей и других стройматериалов, индексированной на дату их изготовления, применяется кадастровая оценка, приближенная к реальной стоимости, но в среднем ниже на 15-20%".
Собственно, старый налог на имущество оказался практически последним наследием от социалистических реалий. Он принят еще до Конституции и существует в неизменном виде с 1991 года. Вопрос о том, на что и когда его заменить, обсуждался все последние десять лет. В нынешнем же виде, по мнению Максима Решетникова, он не только не решает задач социальной справедливости, но и искажает их. В результате, к примеру в Москве, появился перекос, когда за элитную недвижимость в центре города, где она дороже всего, собственники платят в десятки раз меньше, чем владельцы квартир в домах-новостройках где-нибудь на окраинах. Более того, после упразднения института технической инвентаризации владельцы имущества, возведенного после 2012 года, сейчас не платят налогов вообще. Выровнять эти перекосы и должна новая система начисления налога.
Но прежде всего министр успокоил: "Примерно трети москвичей налог не коснется никак. Речь - о 1,7 млн горожанах льготных категорий - пенсионерах, инвалидах, участниках войн и т. д., которые вообще освобождены от этого налога". Правда, уточнил он, такое право льготники получат лишь на один дом, одну городскую квартиру и один гараж. Перестраховка неслучайная, так как недавно город уже переходил на налог по кадастровой стоимости на нежилую недвижимость и наиболее предприимчивые москвичи быстренько переписали свою собственность на престарелых родственников, дабы избежать налогов. В результате в городе обнаружилось немало пенсионеров, владеющих суперофисами площадью в десятки тысяч квадратных метров. Чтобы не наступать второй раз на те же грабли, сейчас в проекте четко прописали, кому и в каком объеме полагаются льготы.
В целом же, по оценке департамента, налоговая нагрузка окажется неизменной для каждого шестого налогоплательщика. Это касается в первую очередь квартир в новостройках у МКАД и на территории Новой Москвы. На горожан, имеющих небольшие квартиры, она возрастет незначительно в любом районе города. Например, если сегодня владелец однушки площадью 30 кв. м, расположенной в начале престижного Ленинского проспекта, платит 193 руб в год, а в 2016-м - заплатит 736 руб. "Для владельца недвижимости стоимостью 7-8 млн руб. эту сумму трудно назвать критической", - считает Максим Решетников. Существенный же прирост налогов, по его мнению, ожидает лишь 5-6% москвичей, являющихся собственниками больших элитных квартир в историческом центре города.
И еще одна смягчающая деталь нововведения: для всех категорий налогоплательщиков вычитается 20 кв. м - для квартир, 10 кв. м - для комнат и 50 кв. м - доля объектов индивидуального жилищного строительства.
Решетников подчеркнул, что новый порядок будет вводиться постепенно, в течение 5 лет. То есть полностью войдет в силу лишь к 2020 году. Кадастровая переоценка будет производиться не чаще одного раза в два года.
Что приобретет от нового порядка городская казна? В 2016-м году, по подсчетам департамента экономической политики и развития города, в бюджет столицы поступит дополнительно 3,5 млрд руб. Ну, а в 2020-й год, когда новые налоги полностью войдут в силу, Максим Решетников пока даже не заглядывает.
- Те, кто имеет квартиры или другие жилые помещения, а также хозпостройки площадью до 50 кв. м при кадастровой стоимости одного объекта до 10 млн руб. - 0,1% кадастровой стоимости (таких квартир в Москве - 77%).
- При стоимости свыше 10 млн до 20 млн руб. - 0,15% ( 20% городских квартир).
- Свыше 20 млн до 50 млн - 0,2% ( их в Москве 2%).
- Свыше 50 млн до 300 млн - 0,3 процента ( 1% от общего числа в городе).
- На машино-места и гаражи - 0,1%.
- На недостроенный жилой дом - 0,3 %.
- На объекты торговли, офисы, общепита и другие, кадастровая стоимость которых более 300 млн руб., - 2%.
- На прочие объекты недвижимости - 0,5%.