Новости

14.10.2014 13:28
Рубрика: Экономика

Автобус, которого нет

В Белгороде нелегальные маршрутки отбирают прибыль у законных перевозчиков
Мэрия Белгорода намерена подать в суд на две транспортные компании. Ни одна из них не участвовала в конкурсе на осуществление пассажирских перевозок, но регулярно выпускает автобусы на линию. Пока ни угрозы со стороны властей, ни штрафы нелегалов с улиц города не убрали. Автобусы востребованы белгородцами. Они охотно платят за проезд по утвержденному властями тарифу.

Кстати, табличка с ценой за проезд есть не в каждом "автобусе-призраке" - так их называют горожане. Сначала в салоне нельзя было найти ни одного документа, которые обычно вывешены в каждой маршрутке - ни схемы движения с опасными участками, ни телефонов контролирующих организаций. Опасаясь штрафов, водители сначала прятали даже вывеску с маршрутом. Теперь ездят без смущения.

- Сколько же проезд стоит? - спрашиваю у водителя огромного "МАНа". Прежде этот автобус курсировал по седьмому маршруту, сейчас - по 127-му. Такого в реестре нет, но он очень популярен, потому что длиннее "законного", тянется до пригородного поселка Северный.

Водитель, после длинной паузы бросает в ответ:

- 15 рублей. Как везде.

- Так написали бы, - не унимаюсь я. - А то вообще непонятно: это маршрутка или вы просто так людей катаете по городу? Никаких документов у вас нет… Зачем вам вообще платить?!

- Не хотите платить - выходите просто так, - слышу в ответ.

Несмотря на все эти "странности" и курящих водителей, управляющих автобусами без привычной горожанам униформы, большинство пассажиров даже не задумываются, кому и за что платят.

Перемены на рынке пассажирских перевозок в Белгороде начались не вчера. Городские власти решили оставить на маршрутах только транспорт, возраст которого не превышает десяти лет. Выполнить это требование смогли не все компании: в настоящее время пассажиров обслуживают лишь три перевозчика, один из которых - муниципальный. Закупив новые машины, эти компании выиграли конкурс, а владельцы старого автопарка остались в стороне, но мириться с этим не стали.

Впрочем, если бы нелегалы сами не вышли на маршруты, их стоило бы об этом попросить. Транспорта в городе не хватало - порой катастрофически. Жители спальных микрорайонов по 40 минут ждали троллейбусы под номерами 7 и 8 - с этих маршрутов убрали автобусы, и уехать от технологического университета в центр города и наоборот стало очень сложно.

- Мы ходили пешком, - возмущенно напоминает живущая в этой части города журналистка Марина Усенкова.

А когда на улицы вышли старые "МАНы", люди обрадовались и… поблагодарили власти, решив, что наконец-то мэрия позаботилась о них. Пусть эти автобусы выглядят не лучшим образом - обивка на сиденьях грязная или вовсе рваная, - зато на работу можно добраться вовремя.

Первый вице-мэр Белгорода Константин Полежаев таким принципом удивлен:

- Ну это же не автобусы, а чадящие сараи! У них двери могут не закрываться вообще. Как можно не думать о собственной безопасности?! Поверьте, если машине 40 лет, то технически исправной она быть не может.

Впрочем, чиновник понимает, что ждать, пока к остановке подойдут новые и красивые троллейбусы или автобусы, люди не хотят.

- Интервал между автобусами должен составлять семь минут, - отметил Константин Полежаев. - Таково условие конкурса на осуществление пассажирских перевозок.

В действительности этот график не выполняется, чем и пользуются нелегалы, "обгоняя" других перевозчиков. В результате те подходят к уже пустым остановкам.

Остановить "автобусы-призраки" пытаются уже несколько недель подряд. Специальная комиссия, в которую вошли чиновники и полицейские, вышла на улицы и начала проверку транспорта.

- Сейчас администрация города готовит заявление в суд о незаконной предпринимательской деятельности, и на основании его решения мы будем двигаться дальше, - заявил Константин Полежаев. - Когда мы закончим эту работу, сможем выровнять график движения всех автобусов. В городе уже проведено 50 рейдов. Было составлено 200 протоколов об административном правонарушении. Средняя сумма штрафа - 1800 рублей.

Чиновник отметил, что эту сумму должен уплатить водитель автобуса - все они зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Однако штраф для юридических лиц за такие нарушения может достигать полумиллиона рублей. Позже у нелегальных перевозчиков стали "отбирать" автобусы: буквально за несколько дней на штрафстоянке оказались более 50 машин. Однако горожане этого попросту не заметили - на маршруты вышли другие машины. Вполне возможно, что нелегалов не остановит даже такая суровая мера. По словам Константина Полежаева, ежедневно только муниципальный перевозчик теряет до 300 тысяч рублей.

А как у соседей

В Твери около 350 человек, согласно оценкам полиции, провели выступление в защиту трамвая. К свободным от смен вагоновожатым и водителям троллейбусов присоединились неравнодушные жители города. Как выяснилось, за развитие электротранспорта выступают и предприниматели, занимающиеся автобусными перевозками. На акции их было не менее пятидесяти. "Мы за трамвай и за здоровую конкуренцию", - сообщил "РГ" председатель НП владельцев маршрутных такси Николай Маслов. Напомним, что гражданские выступления начались в Твери после того, как глава администрации города Юрий Тимофеев объявил о хронической убыточности трамвая и намерениях властей развивать автобусные и троллейбусные перевозки. Многие восприняли это как отказ от трамвая. Спустя несколько дней чиновник опроверг этот тезис, но ситуация остается противоречивой.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Белгородская область Белгород