14.10.2014 11:20
    Поделиться

    В Москве представили работы победителей "Премии Джамиль 3"

    "Премия Джамиль 3" - престижный совместный проект лондонского Музея Виктории и Альберта, известного своим крупнейшим в мире собранием декоративно-прикладного искусства, и фонда Art Jameel, основанного миллиардером из Саудовской Аравии Абдулом Латифом Джамилем. Art Jameel занимается продвижением и поддержкой творческих инициатив, развитием современного искусства в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Турции. А проходит конкурс под патронажем Захи Хадид - знаменитого британского архитектора иракского происхождения. Первые победители проекта были награждены в 2006 году сразу после реконструкции зала исламского искусства в Музее Виктории и Альберта. Кстати, музей первым из европейских начал собирать в свою коллекцию искусство Востока в 1850 году. Вернисаж в столице посетили исполнительный директор Музея Виктории и Альберта Тим Рив, художники Эдже и Айше Эге и Лоран Марешаль.

    Всего в Москву привезли около 20 работ десяти художников и дизайнеров из разных стран мира, в том числе Азербайджана, Индии, Саудовской Аравии, Ливана, Марокко, Пакистана, Турции и Франции. Экспонаты созданы на стыке живописи, дизайна, каллиграфии, видео и моды. А по замыслу выставка - это связь времен, дань тысячелетней культурной традиции Востока, мостик от истоков к современности. Кроме того, в работах прочитывается мощный социально-политический или философский аспект. Каждое произведение - попытка обратить внимание на полыхающий Восток, где последние несколько десятилетий идут кровопролитные войны, гибнут мирные жители, миллионы беженцев покидают свои дома.

    "Премия Джамиль 3" вручается раз в два года. В прошлом году ее лауреатами стали две сестры - очаровательные турчанки, Эдже и Айше Эге, которые создают одежду под маркой Dice Kayek. Лейбл пользуется авторитетом в столице моды - Париже. Одежда сестер Эге продается в 35 странах мира. А на московской выставке они представили три работы из серии "Контрасты Стамбула". На создание коллекции дизайнеров вдохновили история и архитектура Стамбула. Один из экспонатов назван просто "Кафтан". Яркий наряд, сшитый из домотканой парчи, отсылает к роскошным одеждам султана Сулеймана Великолепного и былому величию османской империи.

    Белое атласное пальто "Святая София" навеяно архитектурой и историей знаменитого стамбульского собора Святой Софии, куда сестры очень часто приходят и где черпают свое вдохновение. Сейчас там располагается музей, а когда-то он был главным собором Константинополя и более тысячи лет - самым большим храмом в христианском мире. Сегодня часть византийских мозаик уничтожена, и только на фотографиях можно оценить неповторимую роскошь внутреннего убранства. Рукава пальто "Святая София" сильно напоминают крылья. Как говорят дизайнеры, это крылья Архангела Михаила, чей лик когда-то взирал на каждого входящего в собор, а теперь безвозвратно утрачен. Платье расшито вручную сотнями антикварных стеклянных бусин, закрепленных на проволочном каркасе. Создатели уверяют, что, несмотря на вес около четырех килограммов, модницы, желающие быть в тренде, могут смело носить этот наряд. Еще одно платье "Купол 2", десятки складок которого драпированы легким хлопком органди, отсылает зрителя к стамбульскому пейзажу, изрезанному куполами мечетей и дворцов.

    В соседнем зале расстелен ковер француза Лорана Марешаля, финалиста "Премии Джамиль 3". Узор ковра сильно напоминает поэтажный план традиционного палестинского дома. Ковер соткан не из ткани или шелка, а выложен с помощью пяти видов восточных специй, в том числе молотого имбиря, куркумы, белого перца, сумака, затара (смеси тимьяна, кориандра, тмина, семян кунжута). Отсюда и ограниченное количество цветов - вишнево-красный, желтый, несколько оттенков песочного. Легкое дуновение ветерка или неосторожный чих посетителя, и узор рассыплется на сотни мелких пылинок, как когда-то жизнь палестинцев после начала арабо-израильской войны. Тонкая ручная работа, хрупкий материал. На вопрос "РГ", сколько времени уходит, чтобы "соткать" такой ковер, художник ответил: "У меня есть 12 помощников, мы работаем в две смены - с утра и после обеда. На все мы тратим полных четыре дня, не останавливаясь ни на минуту". Кстати, помощники - волонтеры, терпеливо просеивавшие специи сквозь специальное сито. Для художника этот ковер - символ хрупкости дома, крова, семьи и бытия. Место экспонирования диктует свои условия. Перенося ковер из одного выставочного пространства на другой, Марешаль немного изменяет узор, ведь повторить его точь-в-точь на разных площадках практически невозможно. Кроме специй, Марешаль создает объекты из мыла и продуктов.

    Ковер азербайджанца Фаига Ахмеда - почти традиционный, сотканный вручную в соответствии с древними азербайджанскими традициями ковроткачества и почти целиком покрытый традиционным узором. Но есть одно но: Фаиг обязательно изменяет небольшой фрагмент орнамента. В работе "Пустота" часть орнамента, искажаясь, как будто проваливается. А на ковре "Традиция в пикселях" половина орнамента заменена компьютерными пикселями. Фаиг, как и Марешаль, размышляет над изменчивостью и хрупкостью традиций, которые складывались веками.

    Соотечественница Лорана Марешаля, Флори Сально называет себя социальным дизайнером. Она не только создает арт-объекты, но и привлекает к их созданию жительниц лагерей беженцев в пустынных областях Алжира. Экспонаты - попытка обратить внимание на полыхающий Восток и одновременно на экологические проблемы современности. Свой проект она назвала "Пластиковое золото". Туда вошли несколько ожерелий и браслетов. По виду это традиционные украшения жителей Сахары, которые обычно делают из кожи и металла. Но Сально и ее помощницы используют бывшие в употреблении пластиковые бутылки, переработка которых в последние годы стала бичом для всего человечества. Для создания украшений нужны всего лишь горячий песок, нехитрые столярные инструменты и краска-спрей. Беженки, работающие с Сально, находят не просто хобби, но и отдушину. За работой они обретают надежду, забывают о лишениях, войне, о том, что их родственники погибли, а родной дом сгорел дотла.

    Видеоинсталляция марокканца Мунира Фатми "Современность: история механизма" разместилась в темном зале, в котором посетителя охватывает чувство тревоги. Из динамиков доносятся какой-то неприятный скрежет и скрип, а прожектор вырывает из неосвещенного пространства черно-белые движущиеся круговые композиции, состоящие из арабских текстов. Такова современность по Муниру Фатми - мрачная, пугающая, плодящая несчастия. В городах Ближнего Востока бок о бок с престижными высотками разрастаются трущобы, а человек все больше и больше чувствует себя беззащитным. Впрочем, не только на Востоке…

    Посмотреть на мир глазами восточных художников можно до 23 ноября включительно.

    Поделиться