"Сегодня мало российских компаний, которые могут в полном объеме предоставить необходимый по качеству и цене продукт. Если мы говорим о замещении импорта, то должны понимать, как важно помогать малому и среднему бизнесу", - считает директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономразвития Наталья Ларионова. По ее мнению, субсидии, лизинг, переоснащение производства и софинансирование расходов - это основные формы поддержки, которые государство должно предоставить для развития мелких компаний. "К примеру, каждый четвертый рубль, выделенный государством на поддержку, должен идти на модернизацию оборудования. Кроме того, власти могли бы софинансировать предприятия. Например, первое вложение сделает сам предприниматель, второе уже за счет властей", - отмечает Наталья Ларионова.
Вовлеченность МСБ в процесс замещения импорта пока держится на уровне 30-35%, прежде всего из-за отдаленности от крупных участников экономики, которые имеют больше возможностей по аналитике и реагированию на потребности рынка, считает Роман Тарабарин, председатель комитета по ТЭК Ассоциации молодых предпринимателей России. "Одним из основных направлений импортозамещения выделено сложное оборудование для предприятий ТЭК и финансовые услуги. Неудивительно, что здесь МСБ сложно оперативно среагировать", - отмечает Роман Тарабарин.
Эксперты в области ТЭК считают, что особенно перспективным для МСБ будет сотрудничество в области сбыта нефтепродуктов. Энергокомпании пока не сталкивались с проблемами поставок из-за рубежа, в основном обходясь продукцией отечественного машиностроения, считает Александр Митрейкин, глава департамента энергоэффективности и ГИС ТЭК минэнерго. "Сложнее обстоят дела с угольной промышленностью и машиностроением, поэтому в этой области МСБ может принять лишь ограниченное участие", - заявил он. При этом ничто не мешает молодым предпринимателям пока бросить силы на электроэнергетику, где большой спрос на автоматику и телемеханику, считает Александр Митрейкин. Вместе с тем он отмечает, что в нефтеперерабатывающей отрасли доля импортного оборудования и услуг всего 10%, и мелкие компании могли бы сосредоточиться на инновациях в этой сфере.
Впрочем, есть и другие ниши. "В области бурения средний бизнес может быть привлечен для производства, например, подшипников. "Малыши" имеют больше шансов в сбытовом бизнесе нефтегазовых компаний. Что касается АЗС, то они занимают небольшую долю деятельности компаний, но значение им придается довольно большое, потому что это "лицо" нефтегазовых компаний. А вот в процессе строительства, реконструкции и обслуживания заправок МСБ может принимать участие", - комментирует Роман Тарабарин.
По его мнению, тут же могут подключиться к сотрудничеству и представители сельскохозяйственного комплекса. Тем более после введения ограничений на импорт продовольственных товаров АПК стал наиболее реальным направлением в импортозамещении, учитывая господдержку в виде субсидирования, льгот и различных программ софинансирования.
"Возможности для МСБ есть, мы их отчетливо видим. При этом не стоит забывать, что инициатива должна исходить от самого предпринимателя", - резюмировал Роман Тарабарин.