"Слоуфуд", медленная, "вдумчивая" и сбалансированная еда - антагонист навязшему в зубах пережаренному фастфуду. Концепция slowfood приобрела своих сторонников четверть века назад, и сейчас главное в ходе ее активного продвижения - поддержка "местных" производителей, в основном крестьян и фермеров.
"Русский вкус" идее соответствовал: он был задуман как масштабная презентация возможностей и потенциала подмосковных хозяйств в условиях, когда отсутствующий импорт надо заменять не просто "чем-то", а хорошими качественными продуктами. И участники фестиваля - около 40 фермерских хозяйств и рестораторов - в данном случае не подвели.
Кулинарные маэстро из 11 стран, шеф-повара знаменитых зарубежных ресторанов, увенчанных за свое непревзойденное искусство мишленовскими звездами, в своих мастер-классах на фестивале использовали только подмосковные продукты. В итоге - ни одного нарекания и неизменный триумф.
- Кстати, - говорит советник губернатора Подмосковья по вопросам культуры, туризма и спорта Игорь Чайка, - еще пять лет назад многие из наших успешных фермеров даже не представляли себе, что такое сельское хозяйство. Сейчас их продукция завоевала популярность не только в Москве или области, но и в других субъектах РФ. Поэтому наша цель - свести вместе фермеров, владельцев ресторанов и турфирм, представителей ретейлеров, чтобы они смогли на этой площадке найти точки взаимного притяжения и роста.
Деловая часть форума позволила его участникам наладить необходимые рабочие контакты. Но не были разочарованы и обычные посетители, заполнившие до отказа выставочные залы "Крокус Экспо", где проходил фестиваль. Было многолюдно, но не тесно.
А потерявшиеся назначали встречу "у карты" - на площадке, где была представлена любопытная новинка: интерактивная гастрономически-туристическая карта Подмосковья. Кроме интересных сведений о разных городах и памятных местах, на ней можно было найти массу полезных телефонов, координаты фермеров, адреса хозяйств, схемы проезда и т.д.
- Кухня - неотъемлемая часть нашей культуры. Если посмотреть на Подмосковье через призму кулинарии, можно сделать для себя немало открытий, - поясняет Игорь Чайка. - Туризм - занятие для людей любознательных и чувствительных ко всему новому. Поэтому к уже имеющимся на карте "кулинарным маршрутам" (например, Ярославское шоссе - паломническая кухня, Минское - военно-полевая, Рязанское - "разбойничья", Ленинградское - "кабацкая" и т.п.) мы будем постоянно добавлять что-то еще при активном участии тех, кто захочет высказать свои идеи или принять посильное участие.
По словам Игоря Чайки, в скором времени будет запущен подмосковный туристический портал - первый областной интернет-ресурс, который объединит информацию обо всех достопримечательностях и красотах Подмосковья, даст возможность заказать гостиницу, столик в ресторане или билеты на культурные мероприятия в режиме онлайн. Кулинарной тематике на портале, безусловно, будет отведено достойное место.
На "руководящую и организаторскую роль" подмосковных властей в туристической сфере очень рассчитывает, например, директор по развитию фирмы "Русский страус" из Серпуховского района Дмитрий Поспехов. В это хозяйство приезжают не только закупщики страусиного мяса, яиц, кожи или перьев, но и многочисленные туристы. Если, мечтает Дмитрий, удастся интегрироваться в общую подмосковную программу и получить субсидию на постройку необычного отеля для экологического туризма, дела достаточно быстро пойдут в гору...
Одним из самых ходовых "расходных материалов" на фестивале были визитки фермеров. Как выяснилось, многие посетители даже не подозревали, что в Подмосковье можно купить прекрасный козий сыр или вкуснейшую баранину, муку для выпечки разнообразных сортов "экологического" хлеба, сборы лечебных трав и специй, душистый мед... Такие же открытия делали и оптовые закупщики. Те самые, которые раньше ориентировались исключительно на импорт, а сейчас "вдруг" заметили отличных поставщиков буквально по соседству.
Фестиваль дал им возможность установить непосредственные контакты и своими глазами увидеть, кто на что способен. "Деньги - это бумажки, - философски заметил калужский фермер Роман Козырнов, в чьем хозяйстве выращивают цесарок. - Работать надо с людьми. Сумеешь наладить коммуникации, сможешь пробудить к своему делу интерес - и все получится. А иначе никак". "К нам поехали торговые сети, рестораны, туристические компании стали организовывать выезды для закупки экологических продуктов. Естественно, для фермеров это является отличной "точкой роста". Возможность наконец-то найти рынок сбыта для своей продукции их очень вдохновляет", - подтверждает и советник губернатора Игорь Чайка.
Важно здесь еще одно. Продукция подмосковных фермерских хозяйств по своему качеству объективно соответствует самым строгим требованиям и одновременно может стать неким "символом", "брендом" того или иного района. Луховицы или Талдом, Руза или Дмитров - практически каждый город или район имеет свои "фирменные рецепты", старинные или современные.
Областное правительство в рамках программы "Наше Подмосковье" стремится создать "бренды" достопримечательностей и памятных мест, строит и благоустраивает парки, проводит региональные праздники и ярмарки выходного дня. Естественно, здесь не обойтись без фермерских хозяйств, без малого ресторанного бизнеса, без инвесторов, готовых вкладывать средства в "инфраструктуру отдыха".
Все взаимосвязано. И в данном случае вкусы граждан, представителей власти, сельхозпроизводителей и всех прочих "действующих лиц" полностью сходятся.