- Почему из всех космических объектов приоритетом мы выбрали именно Луну? - сказал директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый. - Еще совсем недавно считалось, что там делать нечего, и наш спутник хорошо изучен. Но в последние годы были сделаны открытия, которые изменили эту точку зрения. Здесь обнаружена вода, появилась возможность добывать новое топливо, гелий-3.
Луна может стать для землян реальным аванпостом: не только стартовой площадкой для полетов к другим планетам, но и тренировочной базой, научной лабораторией. Обозначены и основные "вешки" лунной программы России. Так, по словам начальника управления стратегического планирования Роскосмоса Юрия Макарова, в 2030-е годы должны быть построены элементы орбитальной станции, отлажены средства передвижения по поверхности спутника. В 2040-е годы предполагается создать посещаемую лунную базу. Для защиты от губительных для человека и аппаратуры радиации и лунной пыли, скорее всего, основную часть инфраструктуры придется увести под землю, на глубину до двух метров.
Энергообеспечение лунных баз может осуществляться с помощью ядерных реакторов. "Если станция будет небольшая, то хватит энергии от солнечных преобразователей, если же ее размер будет увеличиваться, то придется использовать установки на основе ядерной энергии", - заявил заместитель генерального директора ФГУП "Центр Келдыша" Владимир Кошлаков.
В 2050-е годы на Луне будут созданы полноценные обитаемые базы. С телескопами для наблюдения за дальним космосом: на Луне для этого идеальные условия - нет атмосферы и радиопомех. Со всей необходимой инфраструктурой для проведения научных экспериментов. Все обсерватории и научные станции будут обслуживаться вахтовым методом. По словам Юрия Макарова, для реализации только первого этапа освоения Луны потребуются десятки миллиардов рублей. Технологически наша промышленность созрела, чтобы начать освоение дальнего космоса. И Луна будет ядром этого проекта.
По словам заместителя генконструктора ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" Максима Мартынова, ближайший полет к спутнику Земли запланирован на 2017 год - его совершит автоматический аппарат "Луна-25". Его задача - определить состав лунного полярного реголита с водяным льдом и другими соединениями. Специалисты уже определились и с местом посадки лунохода: на южном полюсе, так как именно там находятся самые интересные для науки территории. Чтобы избежать столкновения с кратерами, которыми испещрена поверхность, необходимо разработать и опробовать сверхточную систему посадки.
В 2018 году начнется следующий проект - аппарат "Луна-26". Он будет выведен на орбиту спутника для его дистанционного зондирования. Завершающая миссия - это доставка грунта на Землю. Ее осуществит аппарат "Луна-27" в 2019 году. Этот проект будет разрабатываться в рамках международной кооперации. Расходы на подобные космические проекты очень велики и не под силу отдельным странам.
С помощью автоматических аппаратов специалисты хотят узнать, где лучше посадить пилотируемый корабль. На южном полюсе ученые отметили восемь наиболее благоприятных точек. При выборе конкретного места будет учитываться наличие в этом районе воды на глубине 1-1,5 метра, а также солнечной освещенности и видимости Земли.Чтобы осуществить все эти планы, нужно разработать принципиально новые технологии, которые позволят выводить на орбиту, а затем в космос сотни тонн полезного груза. Кстати, по мнению экспертов, очень ценной является так называемая точка Лагранжа в системе Луна - Земля, где силы притяжения Луны и Земли уравновешиваются. Это место находится примерно в 60 тысячах километров от Луны. "Если разместить в этой точке платформу, орбитальную станцию, то с нее можно будет попасть в любую точку вокруг Луны или Марса с минимальными затратами энергии", - говорят специалисты.
Участники "круглого стола" подчеркивали: для полетов не только к Луне, но и Марсу, и к астероидам нужно создать сверхтяжелую ракету-носитель, новый пилотируемый космический корабль, орбитальный модуль, взлетно-посадочные комплексы. Одну из ключевых ролей в новой программе будет играть космодром Восточный. Его сооружение должно завершиться в 2015 году.