Новости

15.10.2014 20:36
Рубрика: Экономика

Настояли на своем

Бизнес Южного Урала переориентируется на внутренний рынок
Минэкономразвития Челябинской области сформировало базу данных импортных товаров и услуг, которые прочно укоренились на местном рынке, но могут быть заменены без больших усилий аналогами местного производства.

Пройдемся по списку

Реестр получился объемным: отнюдь не уникальной заморской продукции закупается на общую сумму свыше 700 миллионов долларов США в год - от миниатюрных гаек до многотонных автогрейдеров.

- Идея формирования реестра не нова. В период экономического кризиса 2008-2009 годов, когда резко падал спрос на местные товары, такой список разрабатывался на уровне региональной власти, чтобы помочь южноуральским предприятиям выйти на зарубежные рынки, хотя сегодня этот каталог значительно обновлен и расширен, - говорит и.о. замминистра экономического развития Челябинской области Артем Новиков.- После введения санкций открылись определенные ниши рынка для российских предприятий, которые могут сегодня с легкостью их занять. Но сделать это нужно, не теряя времени.

Условно реестр можно разделить на три блока. Первый - высокотехнологичная продукция (станки, производственное оборудование, обрабатывающие комплексы и т.п.), для замены которой потребуются время и немалые финансовые вложения. Второй - техника, выдержать конкуренцию с которой долгое время не удавалось из-за демпинга цен (автогрейдеры, тракторы, бульдозеры). Третий блок - товары пищевой индустрии, и вот в этой-то нише местные производители могут весьма успешно конкурировать с зарубежными компаниями и уже делают это.

По словам заместителя председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Заксобрания Челябинской области Константина Захарова, на основе такого реестра появляется возможность формировать на уровне региона готовые инвестпроекты "под ключ".

- В дальнейшем Агентство инвестиционного развития Челябинской области разместит эти инвестпроекты в открытом доступе. Любому инвестору при ознакомлении будет ясно, сколько денег он должен вложить, каковы сроки окупаемости и гарантии сохранности вложений, - считает Константин Захаров. - Важно понимать, что проекты импортозамещения кардинальным образом отличаются от банальных финансовых инвестиций, которые зачастую носят спекулятивный характер.

Такие инвестпроекты предполагают создание новых рабочих мест, появление дополнительных компетенций для бизнеса, которые в дальнейшем могут мультиплицироваться через систему образования и науки в нечто более масштабное, убежден депутат.

Нужны дешевые займы

В том, что южноуральский бизнес заинтересован в увеличении поставок продукции на внутренний рынок, сомнений нет, однако далеко не все компании сегодня способны этот интерес профинансировать. По словам председателя совета директоров ООО "ПСП "Сатурн" Юрия Сахарова, любые попытки освоения новых сегментов рынка и выпуска импортозамещающей продукции упираются прежде всего в получение длинных и дешевых денег. Несмотря на разнообразие кредитных учреждений, проблема доступных для бизнеса займов стоит по-прежнему остро. А ведь именно льготное финансирование могло бы стать необходимым импульсом к развитию таких проектов.

- Бизнес выдвигает серьезные требования по удешевлению банковских продуктов, но это возможно лишь в том случае, если банк сам будет получать средства под реализацию конкретных проектов по импортозамещению, - говорит руководитель дирекции банка ВТБ по Челябинской и Курганской областям Эдуард Громов. - Нужно понимать, что банки сейчас сами вынуждены привлекать достаточно дорогие денежные средства - под 10 процентов годовых. Естественно, никто ниже этого уровня ставки по кредитам не опустит.

По словам Эдуарда Громова, у государства достаточно эффективных финансовых инструментов поддержки предприятий, которые занимаются импортозамещением: лицензирование ввоза импортной продукции, повышение таможенных пошлин, налоговые льготы для местных товаропроизводителей, а также возмещение части затрат инвесторам, привлекающим кредиты с целью "свержения" импорта. Однако, по словам бизнесменов, все не так просто.

- На нашем заводе стартовал выпуск продукции, способной заменить импортные аналоги в отраслях особого государственного значения, но для выхода производства на полную проектную мощность планируемых инвестиций оказалось недостаточно. Куда ни обращались, везде получали отказ, - говорит генеральный директор компании из Снежинска НТЦ "Приводная техника" Александр Самсонов.

Чтобы сохранить рентабельность производства, предприятие вынуждено минимизировать поставки своей продукции для машиностроительной и металлургической отраслей, оставив в приоритете только нефтегазовый сектор.

- Наша продукция могла бы заменить на российском рынке импортные аналоги из Швеции, Германии и Финляндии, - говорит Александр Самсонов. - Сегодня зачастую используется импортное программное обеспечение, компоненты преобразовательной техники также зарубежные. Хотя, по нашему мнению, в стратегически важных отраслях должна преобладать продукция отечественного производства. Но сейчас мы вынуждены брать заказы даже с нулевой рентабельностью, лишь бы не остановить производство. Для продвижения импортозамещающей продукции на внутреннем рынке крайне важна поддержка государства.

Кормить по-русски

На то, чтобы местные сельхозпроизводители и пищевики смогли нарастить объемы производства для замещения импорта, в среднем требуется два-три месяца. Но без поддержки властей это вряд ли получится.

- От представителей власти требуется четкая координация действий участников рынка, чтобы местные аграрии не искали, куда сдать свою продукцию, а видели конкурентоспособные ниши рынка и могли вовремя их занять, - убежден вице-президент увельского комбината хлебопродуктов "ЗЛАК" Валерий Филиппов. - Сегодня популярна позиция, что особой помощи местным игрокам рынка и не нужно, мол, сами вытянем и справимся без какой-либо поддержки, но это не так.

По словам товаропроизводителей, любые санкции "не есть хорошо", так как они предполагают определенное влияние на бизнес извне. Например, запрет на ввоз импортной продукции негативно сказался на южноуральских предприятиях, занимающихся переработкой мяса. Уже есть прецеденты закрытия некогда успешных предприятий региона, ранее получавших дешевое сырье из-за рубежа.

- Для нашего бизнеса не создано комфортных условий, которые способны были бы подтолкнуть процесс импортозамещения, - говорит руководитель челябинского ЗАО "Пластик Альянс" Владимир Гордеев. - Царит полный хаос, нет никаких правил игры, хотя, по-моему мнению, они должны быть расписаны как минимум на десятилетие вперед.

У некоторых участников регионального рынка пока больше вопросов, нежели ответов.

- Часть предпринимателей еще не разобралась, как эффективнее работать в новых условиях, в каком направлении им двигаться: копировать зарубежные товары и технологии или начать создавать нечто принципиально новое, - говорит Эдуард Громов. - Но чрезмерно увлекаться импортозамещением, наверное, тоже не стоит: не нужно фанатизма, ведь абсолютная замена импорта возможна только в стране, находящейся в полной изоляции.

Экономика Товары и цены Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Челябинская область Санкции и антисанкции