Мало кто знает, что все луноходы и марсоход проектировали в танковых НИИ и КБ. В СССР была принята и реализовывалась программа создания дистанционно управляемых аппаратов для исследования поверхности Луны, Венеры, Марса и его спутника Фобоса.
Сейчас мы пытаемся наверстать отставание в робототехнике. А ведь не так уж и давно именно Россия лидировала в этом направлении. В 1963 году сам Сергей Павлович Королев обратился к специалистам головного НИИ танковой промышленности с предложением разработать луноход. И советские дистанционно управляемые машины, в которых были реализованы самые передовые танкостроительные технологии, первыми прошли по Луне.
Для передвижения по Фобосу создали прыгающий аппарат. А для исследования Марса сначала сделали лыжно-шагающий, а потом классический колесный. Его как раз и можно увидеть в центре выставочной экспозиции. Причем двигаться он мог как традиционно - при помощи вращающихся колес, так и весьма оригинально, как гусеница. Передняя пара колес приподнималась и выдвигалась вперед, а потом подтягивались две задние пары. Этот робот получил серебряную медаль на Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций "Брюссель-Эврика-95". Увы, первым по Марсу прокатился не российский, а американский "автомобиль".
Кстати, многое из того, что создавалось для космических исследований, нашло применение в оборонке. А военные технологии сейчас все более активно применяются в мирных целях. И это дает вполне зримый эффект.
К примеру, грузовые вагоны из композиционных материалов, созданные специалистами "Уралвагонзавода", смотрятся просто футуристически. Даже не верится, что их спроектировали и построили в Нижнем Тагиле, который ассоциируется лишь с тяжелыми танками. Между тем на Урале сейчас создаются и трамваи, и метропоезда нового поколения.
На выставке можно увидеть, что сделали танкостроители для горнодобывающей промышленности, нефтяников, геологов, коммунальщиков, сельского хозяйства. Пожалуй, нет тех отраслей, где не нашлось бы вклада тех, кто разрабатывал и разрабатывает еще и боевую бронетехнику. И остается пожалеть, что военное направление на выставке представлено очень скромно.
А ведь в советском арсенале находилось немало техники, о которой по сей день мало что известно. Можно назвать хотя бы истребитель танков "Дракон". Эта необычная машина имела хорошую броневую защиту и поражала танки противника мощными управляемыми ракетами. Или "объект 279" - танк, имевший аж четыре гусеницы, способный преодолевать любые топи и похожий на ползающую тарелку.
Впрочем, все самое необычное, что было создано за 100 лет существования отечественной танковой промышленности, можно будет увидеть в музее Танкопрома, который планируется открыть в Нижнем Тагиле.