Как рассказал по итогам переговоров Сергей Лавров, основное внимание было уделено ситуации на Ближнем Востоке, иранскому вопросу, положению дел на Украине.
Лавров напомнил, что решение украинского кризиса возможно только через восстановление политического диалога между сторонами конфликта, что предполагают минские договоренности от 5 и 19 сентября. По словам министра, главное в нынешней ситуации - "добиваться их выполнения, а не размывать сложившийся процесс". "Я могу сказать, что госсекретарь США считает нашу позицию оправданной", - сообщил Лавров, не отрицая, что между Москвой и Вашингтоном остаются расхождения по многим вопросам. При этом обе стороны подтвердили, что "Россия и США играют особую роль в решении глобальных проблем" и могут взаимодействовать более эффективно. Это касается самых разных направлений - от борьбы с вирусом лихорадки Эбола до противодействия терроризму. Кстати, как ранее сообщил российский дипломатический источник, именно американская сторона накануне переговоров выказывала особую заинтересованность в том, чтобы обсудить с россиянами угрозу, исходящую от террористической группировки "Исламское государство".
В итоге Россия и США договорились об обмене разведданными о действиях экстремистов группировки "Исламское государство". Об этом журналистам рассказал госсекретарь США Джон Керри по итогам переговоров в Париже с Лавровым.
"Мы обсудили проблему "Исламского государства" и согласились с тем, что необходимо бороться с этой группировкой, уничтожить ее, - сообщил госсекретарь. - Я передал министру Лаврову предложение о сотрудничестве по обмену разведданными по ИГ и другим контртеррористическим направлениям в регионе, и мы договорились действовать именно таким образом. Мы также договорились проанализировать, может ли Россия внести вклад в поддержку сил безопасности Ирака. Глава российского МИДа выразил готовность помогать в том, что касается оружия и, возможно, обучения и консультаций для иракцев".
Одной из тем переговоров стал кризис на Украине. Позиции Москвы и Вашингтона здесь по-прежнему сильно расходятся, и Керри подтвердил это. Однако если говорить о тональности его высказываний в целом, то нельзя не заметить, что преобладавшие в последние месяцы эмоции уступают место прагматизму. "Не секрет, что по Украине у нас много разногласий, - констатировал госсекретарь. - Но я хочу подчеркнуть то, с чего начал, - мы встретились с целью углубить способность работать вместе, работать с Россией там, где это возможно в интересах наших государств и других стран, затрагиваемых нашими действиями. Мы также договорились работать над проблемами, где у нас есть разногласия, искать пути их преодоления в конструктивном ключе".
В заключение глава американской дипломатии даже позволил себе реверанс в сторону Москвы, чего за ним давно не наблюдалось: "Все мы знаем, что, когда США и Россия успешно сотрудничают вместе, мир может стать безопаснее, как это было с уничтожением химического оружия в Сирии".
Напомним, что в последние месяцы Вашингтон сворачивал сотрудничество с Москвой на многих направлениях и настойчиво твердил о стремлении изолировать ее на мировой арене из-за кризиса на Украине. Однако реальность продиктовала свои условия. Ведь, как недавно признал президент Барак Обама, ситуация на Украине "не создает прямых угроз" для США. В то же время обострение обстановки на Ближнем Востоке ведет к формированию реальных и осязаемых угроз для Америки. Поэтому в Вашингтоне, похоже, переоценивают свой подход к курсу на изоляцию Москвы и признают, что конструктивное сотрудничество с ней в борьбе с такими угрозами необходимо и может быть взаимовыгодным.
Слова Керри - прямое тому подтверждение: "В ходе переговоров, помимо Украины, мы затронули ряд других проблем, в том числе распространение вируса Эбола, вызовы в Афганистане и Ливии, ядерные программы Ирана и КНДР, мирный процесс на Ближнем Востоке и другие". Да и главной темой разговора с Лавровым госсекретарь назвал отнюдь не Украину, а ядерную программу Ирана.