Новости

16.10.2014 00:29
Рубрика: Культура

Впереди - вечер трудного дня

Первый Московский международный форум культуры объединил более 25 тысяч участников из 15 стран
Москвичи стали больше интересоваться искусством, сообщил вчера мэр столицы Сергей Собянин, открывая Первый международный культурный форум в Центральном выставочном зале "Манеж". Городские музеи ежегодно посещают около 6 миллионов человек, театры - около 7 миллионов.

По словам руководителя столичного департамента культуры Сергея Капкова, за несколько дней в форуме примут участие до 25 тысяч участников и гостей, в том числе и из-за рубежа:

- Мы хотим показать им достижения города за последние три года и презентовать обновленную культурную карту Москвы.

Положительные сдвиги в культурном пространстве Москвы отметил и Сергей Собянин, выступая перед гостями. "Наша приоритетная задача - развивать общественное пространство Москвы, делая культуру максимально открытой и доступной, вовлекая в нее миллионы людей". И добавил, что в последние годы интерес к искусству у москвичей значительно вырос.

На фоне повышенного интереса горожан к спектаклям, выставкам и концертам есть и недочеты. Большая часть культурных объектов расположена в центре города, а на периферии чувствуется их острая нехватка. В некоторых округах столицы театров и музеев нет вовсе. Единственными очагами искусства в окраинных микрорайонах служат дома культуры и библиотеки.

- На 130 тысяч москвичей приходится один культурный объект, - рассказала начальник управления департамента культуры Москвы Екатерина Сачкова. - Этого очень мало, хотя при подсчете мы не учитывали различные коммерческие организации, которые тоже занимаются развитием культурных пространств и площадок города.

Решить проблему может проект по децентрализации культуры, который начнет осуществляться уже в ближайшее время. Суть проста: на окраинах Москвы будут создаваться музеи и выставочные центры. А в офисы зачастят музыкальные коллективы, правда, уже в рамках другого проекта. "В следующем году мы планируем начать "вечер трудного дня", - рассказал Сергей Капков. - По пятницам будем проводить большие классические концерты на офисных площадках".

Главную площадку - Большой зал, вчера отдали под панельную дискуссию "Цензура: кто определяет границы дозволенного в искусстве?". Внимание к ней было обеспечено не только благодаря теме, но и именам участников. Кстати, двое из них - Софья Апфельбаум, директор департамента господдержки искусства Минкультуры России, и Елена Гремина, драматург и руководитель Театра.doc - стали жертвами своего рода цензуры. Одна была уволена с должности вчера утром, другая - уведомлена о том, что маленькому и бесстрашному Театру.doc не продлена аренда, и он оказывается на улице уже завтра.

Развернувшаяся дискуссия представила резкое размежевание поколений и ценностей. Философ и культуролог Владимир Паперный настаивал, что цензура может быть полезной. Но, безусловно, вредной является цензура сталинского государства, когда огромное количество явлений - книг, картин, идей - не могли проникнуть через идеологический занавес, и внутренняя цензура, которая бежит впереди начальства.

Депутат Госдумы Елена Драпеко,напомнила, что всякий, кто рассуждает о цензуре в нашей стране, нарушает ее Основной Закон - Конституцию РФ, запрещающий ее. И все же культура - это система табу - запретов. Отказ в 1990-е годы от табу привел, на ее взгляд, к безобразиям, когда "мат стал звучать со сцены МХТ". Она напомнила о нравственных и религиозных ценностях российской цивилизации и культуры, на что сидевший здесь же Кирилл Серебренников парировал, что апеллирование к чувствам верующих - это технология, придуманная для запугивания. Обнаженная натура и мат - это, на его взгляд, всего лишь средства. Закон о запрете мата прикрывает, по его мнению, множество гораздо более важных проблем.

Культура