Этот законопроект был внесен группой депутатов на рассмотрение Госдумы в сентябре. Он предусматривает две существенные новации. Во-первых, иностранные государства, международные организации, иностранные физические и юридические лица, а также россияне с двойным гражданством не смогут выступать в качестве учредителей СМИ. Во-вторых, вводятся ограничения на участие любого иностранного капитала в российских СМИ. При этом планка в 20 процентов - это суммарный капитал, ограничение будет действовать вне зависимости от того, принадлежит ли эта доля одному инвестору или нескольким.
Существовавшая до сих пор практика, подчеркивают авторы законопроекта, "позволяет иностранным лицам контролировать учредителей СМИ и оказывать влияние на принятие стратегических решений". А это в отдельных случаях "может угрожать информационной безопасности государства" и "наносить вред правам и свободам российских граждан".
"Это международная практика, обычная практика, когда национальное законодательство защищает свой рынок, - подчеркивал, комментируя законопроект, спикер Госдумы Сергей Нарышкин. - Цель понятна - защитить национальный суверенитет".
Практика подобных ограничений действительно является весьма распространенной. Так, например, в США иностранные лица могут контролировать не более 25 процентов долей (акций) американских телевизионных каналов и радиостанций. Во Франции физическим и юридическим лицам не из стран Евросоюза нельзя иметь больше 20 процентов в акционерном капитале телекомпаний. В Австралии ограничения на иностранные инвестиции вещателей установлены на уровне 20 процентов, точно так же, как в Индонезии и Канаде, в Испании - 25 процентов. В Сингапуре закон о СМИ ограничивает участие иностранного капитала в вещательных организациях 50 процентами, в печатных СМИ - 5 процентами. В Индии и Китае иностранный капитал в принципе не может участвовать в СМИ. Но, кстати, применение в России такого "нулевого" варианта, то есть полного запрета, было признано нецелесообразным - решили ориентироваться не на крайние, а на средние мировые показатели.
"Мы, не касаясь вопросов благосостояния граждан, не ограничивая свободу слова в нашей стране, исключаем возможность давления иностранных собственников на позиции наших СМИ, причем речь идет исключительно об административном давлении иностранных собственников", - считает первый заместитель председателя думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. Он подчеркивает: на сегодняшний день в Российской Федерации достаточно средств массовой информации, которые критикуют действия власти, но при этом свободно работают, а собственниками их являются российские граждане или российские юридические лица. В каком-то смысле закон направлен и на деофшоризацию медиарынка как части экономики. "Очень много средств массовой информации, которые управляются именно из офшоров, порой даже непонятно, кто ими управляет", - говорит Леонид Левин.
Закон дает возможность СМИ подготовиться к новым правилам. Он предусматривает существенный переходный период. Что, кстати, по мнению экспертов, является существенным достоинством этого проекта. На то, чтобы изменить состав учредителей и вывести из него иностранцев, дается более чем достаточный срок - это необходимо сделать к 1 января 2016 года. В полном объеме новые нормы начнут действовать с начала 2017 года. После этого срока все возможные нарушения правил участия иностранного капитала в СМИ будут рассматриваться в судебном порядке.