- Вашингтон считает, что вправе наказывать страны, когда те поступают в каком-то вопросе не так, как хочется ему, и вправе требовать от других сотрудничества в жизненно важных для США вопросах, - считает глава внешнеполитического ведомства.
По его словам, это "инерционный имперский подход".
Как пояснил Лавров, хотя санкции и наносят определенный ущерб России, Москве не стоит идти на односторонние уступки для того, чтобы улучшить свою экономическую ситуацию. "У России есть обязанность отстаивать справедливость, равноправие и демократический характер международных отношений", отметил министр.
При этом Москва и Вашингтон обсуждают и стараются решить непростые вопросы двусторонних отношений.
- Я на встрече с главой Госдепа США Джоном Керри в очередной раз почувствовал, что он настроен на поиск позитивных тем, чтобы мы могли двигаться вперед, на поиск развязок по тем вопросам, где мы пока расходимся, - сказал Лавров.
Среди основных проблем между Россией и США - Украина, усыновление детей, музейные обмены (например, коллекция Шнеерсона, которую американские хасиды хотят забрать), переговоры о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений.
Что касается Украины, самой, наверное, болезненной международной темы для России, то, по словам министра, "мы не можем потерять Украину, поскольку она для нас - самый близкий, братский народ".
Поэтому, пообещал Лавров, Москва все равно найдет выход из нынешнего кризиса и поможет украинским братьям договориться о том, как им обустраивать свою страну.
"Мы будем поддерживать все усилия по выполнению достигнутых договоренностей, в том числе минских, которые начали выполняться, а также тех, которые достигались при участии России, США и ЕС еще в апреле в Женеве, где украинские коллеги взяли на себя обязательство немедленно начать общенациональный всеохватывающий открытый и подотчетный диалог по конституционной реформе с участием всех регионов и политических сил Украины".
При этом не стоит придавать особенно большое значение звучащим сейчас заявлениям украинских политиков, считает глава российского МИД.
"На Украине идет предвыборная кампания, страсти накалены до предела, в ход идут аргументы "ниже пояса". К сожалению, многие пытаются разыгрывать националистическую "карту" и тем самым нагнетать страсти в обществе. Поэтому я не стал бы придавать слишком большое значение публичным заявлениям. Давайте дождемся выборов, посмотрим, какую конфигурацию примет украинский парламент. Надеюсь, мудрость украинского народа возобладает".
Что касается упреков в адрес России касательно Украины, то Сергей Лавров не считает их справедливыми.
- Нам говорят - "если вы поможете урегулировать кризис на Украине, мы отменим санкции; давайте мы вам выставим критерий: сделайте один шаг, обеспечьте, чтобы ополченцы пустили наблюдателей на границу с Россией". Мы отвечаем очень просто - никакие критерии и условия такого рода выполнять и согласовывать не будем. Россия больше, чем кто-либо другой делает для того, чтобы кризис на Украине был урегулирован. Мы стояли у истоков апрельской инициативы в Женеве, последующих берлинских инициатив. Минские договоренности, как это записано в Протоколе от 5 сентября с.г., являются результатом инициатив президентов России Владимира Путина и Украины Петра Порошенко. Сейчас, используя все наши связи, мы добиваемся добросовестного выполнения этих договоренностей. А вот наши западные коллеги не очень-то используют свое влияние на киевские власти, чтобы убедить их в безальтернативности движения по пути, который был согласован между ними и ополченцами.
По словам министра, российские партнеры, вводящие санкции, не скрывают, что цель этих мер - не Украина.
- По сути, в их заявлениях и поступках постоянно сквозит истинная цель - переделать Россию, изменить ее позицию по ключевым, принципиальнейшим для нас вопросам и заставить принять позицию Запада, - сказал Лавров. - Это - прошлая эпоха, колониальное инерционное мышление. Когда в современном мире формируется многополярный порядок мироустройства, невозможно, чтобы ветвь одной цивилизации (цивилизация-то у нас общая - христианская), кто-то один, какая-то группа стран диктовала другим свою волю. Есть понимание, что без поддержки других центров силы в современном мире нельзя решить многие другие проблемы - победить терроризм, инфекционные заболевания (сейчас, например, всех приводит в ужас вирус Эбола).
От того, найдутся ли политики с глобальным стратегическим видением, будет зависеть, как быстро пройдет период попыток принуждения.
Лавров также пояснил, почему он не считает прозвище "Мистер нет", запущенное в иностранных СМИ, справедливым, хотя ему и льстит, что его сравнивают с министром иностранных дел СССР Андреем Громыко.
"В свое время, много лет назад мы предложили согласовать и принять договор о европейской безопасности, который кодифицировал бы провозглашенный на политическом уровне принцип неделимости безопасности, когда ни одно государство не имеет право обеспечивать свою безопасность за счет ущемления безопасности других. Этот договор был отвергнут. Получается, что страны НАТО, которые отказались его даже обсуждать, являют собой коллективного "Мистера нет", - отметил министр.
Кроме того, российский президент Владимир Путин предложил начать серьезный разговор с Евросоюзом о формировании единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана.
- Несколько лет назад нам сказали - давайте пока подождем - то есть сказали "нет". Сейчас, по прошествии нескольких лет руководство Евросоюза говорит, что надо думать и начинать разговаривать об этом в практическом плане, - сказал Лавров.
Таких примеров, по его словам, много. Например, заявление от 17 апреля, подписанное Россией, Украиной, США и Евросоюзом в Женеве, о немедленном начале конституционной реформы. "Для того, чтобы придать этому заявлению большую весомость, мы обратились в СБ ООН и ОБСЕ с предложением одобрить этот документ. Партнеры, подписавшие его вместе с нами в Женеве, отказались это сделать. Это ведь тоже коллективный "Мистер нет", считает Лавров