Владислав Артамонов, автор портала "Склад законов"
Рынок автотранспортной деятельности России в стоимостном выражении является одним из самых емких и по экспертным оценкам составляет около 3,15 трлн руб. в год.
Будучи наиболее гибкой и хорошо приспособленной к изменениям рыночной конъюнктуры элементом транспортной системы, автотранспортная отрасль сейчас является убыточной. Экономические проблемы отрасли имеют системные корни и находятся в правовом поле.
Итак, существует достаточно распространенная практика, когда под прикрытием притворных договоров перевозки или ТЭД между грузовладельцем и посредником совершаются агентские договора. Посредник, по факту являющийся лишь диспетчером (перевозчики зовут таких "диспетчер-табуретка"), оказывающий только посреднические услуги по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом и не участвующий в передаче имущества, игнорирует установленные законом требования об обязательной прозрачности посреднических сделок. Для сокрытия посреднической деятельности в транспортной накладной в качестве перевозчика в "добровольно-принудительном" порядке указывается диспетчер. Он декларирует, что перевозит груз собственным транспортом, который на самом деле ему не принадлежит и им не эксплуатируется. Игнорируются очевидные свидетельства возможности реального выполнения контрагентом условий договора, выполнение работ или оказание услуг. Диспетчер путем обмана или злоупотребления доверием вводит в заблуждение грузоотправителя, либо осуществляет мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности.
Подобная "афера экспедиторов" занимает существенную долю рынка автоперевозок. Осуществляется эта афера не только для того, чтобы уйти от уплаты части налогов, но и для получения посредником конкурентного преимущества перед реальным перевозчиком. Для ухода же от налогообложения под прикрытием притворной сделки применяется обилие "черных" и "серых" схем взаиморасчетов, с участием так называемых "прокладок" и "помоек". Естественно, посредник, являясь фирмой-однодневкой, НДС не платит.
Когда в основе бизнеса посредника-диспетчера лежит возможность налоговых махинаций, в частности с НДС (как при перечислении провозной платы, так и при возмещении ущерба ненадлежащим лицом), вопрос соотношения цены-качества и другие рыночные механизмы отходят на второй план, либо вообще не работают. Кроме того, ничем и никак неконтролируемый рост числа таких посредников приводит к неуправляемой конкуренции между ними, а страдают от этого именно перевозчики. Количество посредников на одну перевозку порой доходит до восьми, и при этом каждый, откусывая свои 10% от провозной платы, совершенно не заинтересован в конечном результате. Установленная законом обязательная прозрачность для посреднических сделок полностью игнорируется как самими участниками хозяйственных взаимоотношений, так и контролирующими органами, призванными следить за соблюдением законности. Для восстановления системы необходимо отобрать у посредника контроль финансовых потоков, вернуть его деятельность в законное русло. Но дело даже не в том, что бюджет недополучает существенную долю налоговых поступлений, а в том, что от подобных махинаций страдает целая социально значимая отрасль - автоперевозки грузов.
Законодательством предусмотрена дополнительная защита рынка перевозок грузов от недобросовестных посредников через механизм страхования. Согласно действующему законодательству наступление ответственности за имущество без его фактического приема - при наступлении предусмотренного в договоре события - обязанность возместить другой стороне причиненные убытки лежит на страховщике (ст. 929 ГК РФ). На территории РФ страхование может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии (п. 5 ст. 4 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и ст. 938 ГК РФ). Диспетчер, оказывающий только посреднические услуги, но принимающий на себя ответственность за непринятое им имущество, на самом деле систематически ведет страховую деятельность.
Мошеннические действия диспетчера для получения конкурентного преимущества перед перевозчиком и, как следствие, необоснованного его обогащения приводят к перекосу экономических рычагов, регулирующих рынок. Перевозчик, владеющий двумя-тремя транспортными средствами (а таких в России и во всем мире около 80%), не может конкурировать с посредником при заключении долгосрочных договоров перевозки с грузовладельцем. Даже среднему грузоотправителю выгоднее работать с "табуреткой".
Имея дебиторскую задолженность перед посредником в размере, кратно превышающем стоимость груза, и незаконно возлагая на него ответственность за данный груз, грузовладелец, помимо самой организации перевозки фактически дополнительно и на безвозмездной основе получает от "табуретки" услуги по страхованию. Соответственно грузоотправитель не заинтересован ни в надежности самого перевозчика, ни в качественной упаковке собственного груза, а диспетчер не может отказать в выплате даже на законных основаниях, так как это потеряет клиента.
И пока всякие посредники под прикрытием договора ТЭД смогут безнаказанно откусывать добрую половину от ставки провозной платы, реальный перевозчик не сможет содержать в надлежащем техническом состоянии свой подвижной состав, производить его своевременное обновление. А это уже не только проблема рентабельности автоперевозок грузов, но и вопрос безопасности всех участников дорожного движения. Указание диспетчера в транспортной накладной в качестве перевозчика приводит к фактическому отсутствию возможности реального перевозчика страховать свои риски и тем самым иметь гарантию непрерывности и преемственности бизнеса.
По данным минтранса, в 60% случаев грузовой транспорт находится в "сером" сегменте рынка и не соблюдает установленные нормы обеспечения безопасности перевозок.
Добросовестные перевозчики и диспетчеры практически единогласно заявляют, что четкие и прозрачные правила оформления грузоперевозок, наведение порядка в правоприменительной практике приведет к существенному росту транспортной отрасли