Не исключено, что именно "Ермак" займет пустующую пока в отечественном авиапроме нишу - сверхтяжелых грузовых самолетов, которую раньше занимал Ан-124 "Руслан".
Первые шаги в программе ПТС "Ермак" в ОАО "Ил" уже сделаны. В апреле нынешнего года на сайте zakupki.gov.ru была размещена документация о закупке "Определение облика бортового радиоэлектронного оборудования для семейства перспективных транспортных самолетов сверхтяжелого класса". Как пояснил Сергей Сергеев, сегодня требуется "полная замена парка по всем классам транспортной авиации - легкому, среднему, тяжелому и тяжелому дальнему". На сайте компании уточняется, что к работе по созданию семейства сверхтяжелых самолетов грузоподъемностью 80 и более конструкторы предполагают приступить в 2016 году.
Напомним, о том, что строительство "Русланов" нужно возобновить, говорят, как минимум, последние десять лет. В компании "Волга-Днепр" (крупнейшем коммерческом эксплуатанте Ан-124) утверждают, что спрос на услуги "Русланов" стабильный. Перевозки для всех космических запусков расписаны на два-три года вперед между тремя операторами, в авиапарке которых есть эти воздушные суда. Около двух лет назад доля заработанных денег на перевозке уникальных негабаритных и сверхтяжелых грузов в структуре всех заказов составляла 15-17 процентов. Это та работа, которую никто, кроме Ан-124 выполнить не может - грузы не могут быть доставлены ни одним другим самолетом. Ее стоимость - около миллиарда долларов.
Из-за того, что серийного производства нет, в эксплуатации самолет становится дороже. Эксперты прогнозируют, что до 2030 года коммерческим эксплуатантам потребуется как минимум 55 новых воздушных судов, подобных "Руслану". В противном случае, после выработки ресурса в 50 тысяч летных часов (а это - 2025 год), самолеты начнут массово списываться. В 2030 году останется всего 15 из 25 существующих "Русланов".
Во время своего визита на ульяновский авиазавод в конце прошлого года, министр торговли и транспорта РФ Денис Мантуров заявил о том, что производство модернизированных "Русланов" может начаться с 2018 года. Но возродить проект будет достаточно сложно: в советские времена в нем участвовало около 500 предприятий-смежников. Сегодня же, с учетом политической обстановки, обсуждение этого вопроса отложили, судя по всему, не неопределенное время. Если до возобновления строительства Ан-124 все же дойдет, то это будет уже совершенно другой самолет. Его должны глобально модернизировать, оцифровать. Необходимо, чтобы воздушное судно соответствовало перспективным требованиям ИКАО до 2035-40 года, имело цифровую кабину, которая позволит "наращивать" функции более жесткого самолетовождения, а его экономическую эффективность нужно повысить, как минимум, на 30 процентов.
По словам Сергея Сергеева, в ОАО "Ил" начнут проектирование военно-транспортного самолета грузоподъемностью до 20 тонн (в рамках российско-индийской программы МТА), который должен будет заменить Ан-12), а также возродят программу по строительству Ил-112, на замену Ан-26. Предполагается, что самолет "Ил" будет востребован не только военными, но еще и ФСБ, МЧС, а также другими министерствами и ведомствами. По предварительным планам, до 2030 года для госзаказчиков может быть собрано около 200 Ил-112, первая опытная машина должна подняться в воздух через два-три года.
В этом году ульяновский авиазавод должен передать два первых самолета Ил-76МД-90А, собранные в рамках госзаказа на 39 машин. В перспективе завод будет выпускать также топливозаправщики Ил-98, собранные на базе модернизированного Ил-76МД.
Справка "РГ"
На ульяновском авиазаводе "Авиастар-СП" сегодня модернизируют принадлежащие коммерческим авиакомпаниям, а также Минобороны РФ "Русланы". Из Ан-124 делают Ан-124-100 - версию с увеличенной на 30 тонн грузоподъемностью. Ресурс конструкции модернизированного "Руслана" устанавливают в 50 тысяч летных часов, 10 тысяч полетов и 45 календарных лет.
Серийный выпуск этих самолетов в Ульяновске был прекращен в 2004 году. "Авиастар" выпустил в общей сложности 36 "Русланов". 21 из них эксплуатируется сегодня на рынке коммерческих грузоперевозок.