За "Роснефтью" в Люксембург, где расположен суд ЕС, могут потянуться и другие компании, которых затронули санкции Европейского совета, считают эксперты "РГ". В первую очередь это представляется обоснованным для западных компаний, имеющих интересы в российском топливно-энергетическом комплексе. Они несут непосредственные финансовые потери хотя бы из-за снижения курсов акций, отмечает начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин.
В то же время перспективы иска "Роснефти" и возможных других подобных разбирательств туманны, говорят эксперты. С одной стороны, санкции ЕС входят в противоречие с принципами свободного рынка, так что теоретически суд должен признать правоту истцов, с другой - решение суда по делу "Роснефти" не может не быть в той или иной мере политизированным, считает директор Центра правового регулирования межгосударственных отношений Института государственной службы и управления РАНХиГС Дмитрий Матвеев. И спрогнозировать, насколько судьи смогут абстрагироваться от антироссийского политического фона, очень сложно. Вполне вероятно, что решение суда будет компромиссным, и исковые требования будут удовлетворены частично.
Эта игра ведется "на поле" европейцев, и у них может быть здесь преимущество, соглашается Курдин. Российским компаниям придется иметь дело с международной правовой средой, и "железных" аргументов как в ту, так и в другую сторону нет.
Россия не имеет двустороннего инвестиционного соглашения с ЕС, применимость норм Всемирной торговой организации тоже неочевидна. Европейский суд, куда обратилась "Роснефть", может вынести решение о правомерности санкций в рамках европейского права.
По делу "Роснефти" вердикт последует нескоро, через несколько месяцев. Сам же процесс, считает Дмитрий Матвеев, может привлечь внимание европейцев к тому, что секторальные санкции имеют мало отношения к принципам, лежащим в основе Европейского союза.
Как сообщала на прошлой неделе "РГ" со ссылкой на руководителя департамента торговых переговоров минэкономразвития Максима Медведкова, Россия не отказывается от намерения оспорить секторальные санкции в целом в органе по разрешению споров ВТО.
Соответствующий иск продолжает готовиться.