Роман Виктюк поставил пьесу о Чернобыле

Режиссер Роман Виктюк представит в Москве премьеру "В начале и в конце времён" - как раз накануне дня своего рождения, 27 октября, на сцене Театра имени Моссовета. А уже первого ноября спектакль покажут в Петербурге, в ДК имени Ленсовета.

Роман Григорьевич, я прочла пьесу Павла Арие "В начале и в конце времен" и удивилась: Виктюк, режиссер спектаклей "Служанки", "Саломея", "Нездешнего сада", вдруг взялся за современную пьесу, очень трагическую - про Чернобыль, деревенских людей, живущих после аварии на АЭС в "зоне отчуждения".

Роман Виктюк: В апреле исполнилось 28 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. Когда стали говорить, что четвертый саркофаг опять начал проявлять активность, угрожать человечеству, Украина попросила мир о помощи, но до сих пор, насколько я знаю, никто не откликнулся. А ведь беда может повториться. Значит, люди, живущие там, в опасности. Поскольку искусство - это все-таки метафора, а не натуралистическое отображение жизни, то, естественно, мы должны были найти форму, которая говорит о той беде и не может не волновать людей неравнодушных.

Я, как сейсмограф, улавливаю крик о помощи, и подумал, что театр не может сегодня не вспомнить о чернобыльцах, которые считают, что это их земля, и поэтому они оттуда никуда не уехали.

Дом в брошенном селе, неподалеку от реки Припять, вокруг - лес и болота. Наше время. Герои пьесы - бабушка, ее дочь и внук - остались в своем доме. Они настолько светлы, в них не угасла любовь друг к другу, к земле, к небу, к Богу. Бабушка, всю жизнь прожившая там, считает, что эта земля не имеет никаких очагов заражения, о которых им говорят, местная природная зелень только помогает, лечит от любой напасти, от лучевой болезни. И ее только радует, что живность - зайчики, курочки - вырастает большой. А все кричат: "Вы себя травите, убиваете!". Дочь говорит ей: "У нас есть правило: дичь, рыбу и грибы мы не ловим, не собираем и не едим". У них мальчик 8 лет. На вид ему 35, тощий, лысый, волосы не растут. Он главный герой для меня в этой структуре. Мозг Вовика не затронут, чист и светел, он не может формулировать мысли так, как хочет, но так произносит их, что это гораздо сильнее слов, которые он знает. В этом есть оптимизм и сила веры в человека, в его назначение. Никакие катаклизмы не могут изменить эту природу, если человек под Богом.

Кто играет мальчика?

Роман Виктюк: Игорь Неведров, мой замечательный ученик, удивительный ребенок. Он играет фантастически! В нем есть внутреннее сияние, это совершенно новое актерское поколение.

Интересно, кому вы дали роль 86-летней бабы Фроси?

Роман Виктюк: Ой, сказал бы, да не скажу. Это сюрприз! Даже для меня…

А где, как вы нашли пьесу, или она нашла вас?

Роман Виктюк: Мне позвонил мэр Львова и сказал, что у него есть пьеса про Чернобыль, она его потрясла: "Я подумал, что это должны ставить только вы!". Мне прислали пьесу, я прочитал и закричал: "Какой талант!" И мы встретились с драматургом. Ему 25 лет, он львовянин (как и я), но живет в Германии.

У вас такая традиция - выпускать премьеру к своему дню рождения? В прошлом году, например,  ваш театр играл спектакль "Несравненная"…

Роман Виктюк: Совершенно верно. Я всегда так делаю - несмотря ни на что. Считаю, что это святой день: мама и папа на небесах ждут, чтобы это происходило! Поэтому 27 октября мы играем премьеру на сцене Театра имени Моссовета. И обязательно в свой день рождения привожу премьеру ленинградцам-петербуржцам, и нынче 1 ноября приедем в ДК имени Ленсовета.

Вы нередко восстанавливаете свои прежние постановки. Планируете осуществить вторую редакцию какого-то спектакля?

Роман Виктюк: Конечно! Сейчас мы работаем над "Федрой" по драме Марины Цветаевой. В 1988 году я ставил такой спектакль в Театре на Таганке. Так что к открытию нашего театра в Сокольниках (после реконструкции) будут два новых спектакля - "В начале и в конце времен" и "Федра".

Когда ждать открытия театра?

Роман Виктюк: Я пессимист по знанию и оптимист по вере. Как оптимист скажу - в ноябре.