"Этот результат важен для планирования длительных полетов: он означает, что можно лететь дальше и летать дольше. Хотя в целом дозы радиации большие, и остается вопрос как их снижать, чтобы сохранить здоровье космонавтов", - говорит один из авторов исследования Вячеслав Шуршаков из Института медико-биологических проблем РАН.
Эксперимент "Матрешка-Р" на борту МКС был начат еще в 2004 году, когда на станцию были доставлены особые пассажиры. У одного вид был довольно респектабельный. Саксонский тип лица, фигура на зависть многим - метр семьдесят пять и семьдесят кг. Что называется, ни "жиринки" лишней. По происхождению он европеец, и в научных кругах известен под именем "господина Рэндо". А вот у другого, россиянина, "внешность" необычнее : на весах он тянет всего на тридцать кг, а про рост и метр с кепкой не скажешь - 34 сантиметра. В диаметре. Иными словам - это... шар.
И "саксонец", и его сферический попутчик - это манекены. Их еще называют фантомами: оба, несмотря на различия, практически один к одному имитируют человеческое тело. А точнее - химико-биологический "материал", из которого сотканы люди. Каждый начинен чувствительнейшими детекторами, датчиками ионизирующего излучения.
"Нам нужно измерять дозу радиации, которая воздействует на критически важные внутренние органы - желудочно-кишечный тракт, кроветворную систему, центральную нервную систему. Непосредственно в тело человека дозиметр засунуть нельзя, поэтому используются тканеэквивалентные фантомы", - говорят специалисты.
Такой фантом сначала был помещен на внешней поверхности МКС в герметичном контейнере, который по параметрам поглощения соответствовал космическому скафандру, а затем был перенесен внутрь станции. Российские ученые вместе с коллегами из Польши, Швеции, Германии и Австрии пересчитали собранные данные с помощью компьютерной модели NUNDO и получили точные оценки дозы радиации для каждого внутреннего органа.
Расчеты доказали, что реальное воздействие радиации на внутренние органы значительно ниже, чем показывали "обычные" дозиметры. При выходе в открытый космос доза в теле будет на 15% ниже, а внутри станции - на все 100% (то есть в два раза) меньше, чем та доза, которую измеряет индивидуальный дозиметр, расположенный в кармашке на груди у космонавта.
По словам специалистов, установлен годовой предел облучения, превысить который никто не имеет права: это 500 миллиЗиверт. Есть и так называемый профессиональный лимит, или, как еще говорят, лимит за карьеру. Он не должен превышать 1 Зиверт. Много это или мало? Как говорят специалисты, максимально допустимая доза, которую может накопить космонавт за все годы работы на Земле и в космосе, способна забрать у него 2-3 года жизни. Подобной еще не было ни у кого и никогда. Но существует общее правило: дозы должны быть настолько низкими, насколько они разумно достижимы. Вот почему ученым так важно знать, как реагируют на радиацию "критические" органы. Какие конкретно дозы во время сильных солнечных вспышек получают кроветворная система, мозг, легкие, печень, почки...